Найти тему
В деревне Жемчужино

Отметки в школе – профанация. А возможно ли обойтись без них?

Давайте честно ответим на вопрос: для чего нужны отметки в школе?
Как учитель я могу назвать несколько пунктов:
1.
Мотивировать ученика: будешь учиться – получишь «пять», не будешь – поставлю «два».
2.
Демонстрация динамики: «в прошлом был троечником, теперь стал отличником» или наоборот.
3.
Сигналы родителям: «Сын принес двойку – ой, нужно посмотреть, что это у него там происходит».
4.
Фиксация результата: по отметкам люди, которые на знают ученика лично, смогут понять, какие предметы ученик знает хорошо, а какие не очень. Это важно, например, при поступлении в ВУЗ или при переходе из одной школы в другую.

-2

А теперь рассмотрим каждый из пунктов подробнее:
1.
Мотивация.
Ситуации бывают разные и случаи тоже. Может быть сегодня у ребенка нет настроения учиться или дома случилось что-то плохое и все его мысли заняты произошедшим – сегодня он не готов демонстрировать свои знания и умения. А тут учитель со своими отметками. Такая «двойка» никого не мотивирует. Только ещё сильнее расстроит.
Да и разве это не глупо, учиться ради отметок? Ценны знания и умения, а не отметки.
У меня бывали случаи, когда запущенные ученики готовы были что-то делать, чтобы не получить очередную двойку за четверть и не вылететь из школы. Но я не уверен, что выполненные ими задания как-то существенно повлияли на их знание предмета.

2. Динамика.
Есть множество способов увидеть, что нового узнал ребенок и чему он научился и отметки самый неэффективный из них. Просто поговорите с учителем, потратьте время. Словами учитель расскажет все лучше, чем отметками.

3. Сигналы родителям.
Работая в школе, я всегда говорил родителям, что двойку может получить любой человек. Если ребенок пришел домой с двойкой – это ничего не значит. Вообще ничего. Если он приносит двойки регулярно – это уже повод задуматься. Но, опять же, есть множество способов передать родителю сигнал от учителя. В конце концов можно просто написать сообщение. Отметки для этого не нужны!

4.
Фиксация результата.
Наверное, у каждого из вас были одноклассники, которые учились на пятерки, но по факту ничего особо не умели. И красный диплом или аттестат в нашем мире не значит ровно ничего. У меня в аттестате стоит только одна четверка, тогда как химию и физику я не знаю совсем.

И получается, что отметки врут. Врут во всех пунктах. А настроение портят. И смысл в них есть только в большой толпе, когда учитель работает не с ребенком, а с обезличенной массой, выставляя всем отметки, как ценники на прилавке.

Мой сын сейчас учится в первом классе и отметок у них нет. Но в музыкальной школе учительница как-то в конце урока сказал ему:

- Молодец, ставлю тебе «пять»!

Марк вообще её не понял:

- А что это значит? Спросил он.
- Это значит, что ты молодец!
- А, ну вот теперь понятно, так и нужно было сразу сказать!

Он ходит туда не за пятерками, а за умением играть на инструменте. И отметки для нас и для него не имеют никакого значения.

А какую пользу от отметок видите вы?