Найти тему
Бытовой Дэт Метал

ASPHYX - Death... The Brutal Way

Голландия - это страна, знаменитая не только отличными футболистами и легализированными наркотиками, но и металлом самого экстремального пошиба! В этой статье мы вспомним об ASPHYX - группе, одной из первых, кто вывел голландский Death Metal на передовые мировые позиции!

Как и многие ровесники, Боб Бахус впервые — услышал тяжелый рок еще в середине семидесятых годов в возрасте 8 лет. И первыми, кто произвел серьезное впечатление на юного голландского паренька, были, конечно же, KISS. Затем он открыл для себя ALICE COOPER и VAN HALEN, после чего увлечение хэви метал стало необратимым. Уже в начале 80-х Боб был преданным фанатом JUDAS PRIEST и IRON MAIDEN, а спустя некоторое время он уже стал фэном METALLICA. Причем, по его собственному признанию, поначалу METALLICA показалась ему слишком брутальной (как это не забавно звучит из уст участника одной из наиболее брутальных групп мира), и лишь спустя некоторое время он по достоинству оценил "Kill ‘Em All" Хэтфилда и компании. А оценив, он уже не мог остановиться - пластинки SLAYER, POSSESSED, VENOM и тому подобных команд стали верными его спутниками, но не единственными. Как и в любой европейской стране, в Голландии, во второй половине 80-х активно формировалась металлическая сцена – не только из числа групп, но и из числа фэнов. Они общались между собой, ходили на концерты, менялись кассетами - в общем, хэви метал из просто музыкального стиля становился чем-то бОльшим - если я назову это религией, думаю - не сильно погрешу против истины. В 1986 году Боб знакомится с таким же как и он преданным металлистом по имени Tonny Brookhuis. Вдвоем они решают, что им мало только слушать музыку - им хочется ее играть. Боб осваивает барабанную установку, Тонни - гитару, после чего в 1987 году они создают группу под названием ASPHYX и вдвоем играют песни своих кумиров – CELTIC FROST, VENOM, MAYHEM...

Боб Бахус (Asphyx, Soulburn, Grand Supreme Blood Court и т.д.)
Боб Бахус (Asphyx, Soulburn, Grand Supreme Blood Court и т.д.)

Последняя группа, точнее ее ныне покойный лидер Евронимус оказал начинающим музыкантам неоценимую поддержку, за которую Боб не устает благодарить его чуть ли не в каждом своем интервью вплоть до сегодняшнего дня. Евронимус, как известно был не только (и возможно - не столько) музыкантом, сколько крайне активным человеком в метал мире. Он вел мощную пропагандистскую работу, переписываясь с огромным количеством металлистов (и не только - по слухам, Евронимус состоял в частной переписке с Фиделем Кастро!) из разных уголков земли, в том числе и с Бобом. И Боб сообщил Евронимусу, что он собрал свою death metal группу, после чего Евронимус выслал Бахусу легендарную мини-пластинку “Deathcrush” и попросил держать в курсе дел группы. Трудно судить, насколько в данном случае был альтруистичен Евронимус - известно, что в тот момент он занимался становлением своего лейбла Deathlike Silence Productions, и нуждался в хороших группах... Но как бы там ни было, с подачи Евронимуса с Бобом связался Металлион из журнала Slayer (один из первых и до сегодняшнего дня - один из авторитетнейших металлических фэнзинов), который попросил запись ASPHYX и сделал интервью с начинающим коллективом. После этого к группе стали приходить письма от других фензинов, а также коллег-музыкантов из других стран - например NIHILIST (рге-ENTOMBED) и MORBID ANGEL. Имя ASPHYX становилось авторитетным во всем андерграунде.

Но мы увлеклись карьерным становлением, и совсем забыли о трудовых буднях группы. А ведь к моменту, когда ASPHYX стал занимать определенное положение в метал мире, это уже не была забава двух пареньков, это была полноценная группа! Знакомство с вокалистом Christian Colli произошло в 1988 году на концерте бельгийской группы TYFOON. Знакомый Боба по метал тусовке Патрик Мамели (гитарист уже известной тогда группы PESTILENCE) знал о потребности коллег в вокалисте, и познакомил Боба с Кристианом. К тому же Кристиан еще и играл на бас-гитаре, так что одним кристиановским лицом ASPHYX заткнули сразу две дыры в составе. Правда - ненадолго. Вскоре Кристиана заменил басист Benno Kremers. Бенно к тому же предложил взять в состав и второго гитариста по имени Eric Daniels. В таком составе группа пыталась делать репетиционные записи, которые рассылались всем заинтересованным. Самой известной записью тех времен стала демо-лента “Carnage Remains”, которая была инструментальной, то есть вокал в ней отсутствовал.

В марте 1989 года уходит Бенно Кремер, и ему на замену приходит басист Theo Loomans, который также заполняет и вакансию вокалиста. Полностью укомплектованный состав записывает сначала репетиционную демо-ленту “Enter The Domain“. Несмотря на прямо скажем - не самое выдающее качество записи, демо было позитивно воспринято в андеграунде - в первую очередь, конечно же, благодаря дефициту в те времена мощной агрессивной музыки. Однако к записи следующего демо решили подойти серьезней - весной 1989 года в одной из студий было записано демо “Crush The Cenotaph”. За запись 4 песен на 8-дорожечный магнитофон группа выложила смешные по сегодняшним дням деньги - в переводе с тогдашних гульденов на сегодняшнюю валюту - около 60 евро, но эффект от этой записи превзошел все ожидания! Количество проданных кассет превысило 5000 (Пять тысяч!) штук, фензины выстроились в очередь взять у группы интервью. Вот как вспоминал в одном из интервью Боб: "Мы получали около 40 писем в день! Без балды! Даже местный почтальон был шокирован количеством почты, ежедневно приходившей на мой домашний адрес. Однажды он даже поинтересовался у моей мамы, не является ли ASPHYX бизнес-компанией, так как он никогда не слышал, чтобы такое количество почты приходило на обычный домашний адрес”.

Asphyx "Crush The Cenotaph"
Asphyx "Crush The Cenotaph"

В это же время с легкой руки Металлиона из журнала Slayer в отношении ASPHYX стало гулять определение ”Death The Brutal Way”. Не берусь перевести его максимально верно - сделайте это сами, но ясно и так, что подобное описание говорит о музыке, исполняемой группой. Сырой брутальный death metal, простой, мрачный и агрессивный. Этот саунд станет фирменной маркой ASPHYX на протяжении всей карьеры...

Возникший вокруг ASPHYX ажиотаж, вполне естественно, привлек к группе внимание независимых металлических лейблов, сеть которых в то время тоже начала формироваться. Первым официальным дебютом стала вышедшая на Nuclear Blast лимитированным тиражем в тысячу штук семидюймовка “Mutilating Process”. О том как это произошло расскажет сам Боб: “Тогда я переписывался с Slatko Dolic - шефом Gore Records (саб-лейбл Nuclear Blast), и в 1989 году Златко и Маркус Штайгер (шеф Nuclear Blast) предложили издать у них ЕР. Конечно же мы согласились, и после этого Маркус предложил нам подписать контракт, от которого мы отказались. В это время мы контактировали с британским лейблом CMFT, который был заинтересован в издании нашего альбома. Но сначала они хотели издать на виниле наше демо “Crush The Cenotaph” поэтому я отослал мастер-ленту материала шефу этой фирмы Дэрилу Тернеру, но на этом все и закончилось... В это же время мы отправились записывать альбом “Embrace Of Death”, будучи уверенными в том, что CMFT его издаст. Уже в процессе записи мы узнали, что фирмы CMFT больше нет! Запись шла полным ходом, поэтому об этом мы ничего не сказали хозяину студии. Когда дошло до микширования, мы выпросили у владельца студии несмикшированный материал типа послушать дома перед сведением. Он ни о чем не подозревая записал то, что было на обычную кассету, с которой мы и были таковы".

Asphyx "Mutilating Process"
Asphyx "Mutilating Process"

Несмикшированная копия альбома была разослана по лейблам, многие из которых изъявили желание работать с группой (в том числе и не раз уже упомянутый в этой статье Евронимус со своим Deathlike Silence Productions), но самое хорошее предложение пришло от немецкого лейбла Century Media.

Пока группа выбирала себе работодателя, жизнь коллектива не останавливалась ни на минуту. Репетиции и концерты занимали все свободное время участников ASPHYX. Группа играла в Германии, Дании, Бельгии, Франции... Ну и естественно в Голландии, где на одном из концертов их разогревом была еще малоизвестная британская команда PARADISE LOST.

В то же время группа понесла потерю - из нее ушел Тонни. Причина этого шага была не совсем обычна. Впрочем, предоставим слово Бобу: "Тони хотел прогрессировать, а мы – нет. Его взгляд на "прогрессивность” выражался в том, чтобы музыка стала более техничной, навороченной, всякие соло там гитарные и так далее, в то время как я, Тео и Эрик хотели становиться все тяжелее и мрачнее!.. Взгляд Тонни на death metal больше не соответствовал нашим взглядам, поэтому ему пришлось уйти”.

Надо сказать, что подобный в какой-то степени минималистский подход к музыкальному творчеству был оправдан еще и идеологической составляющей. Тексты песен того периода были если и не откровенно сатанинскими, то уж точно оккультными. Все участники группы были страстными поклонниками как оккультной литературы, так и фильмов ужасов, в которых черпали вдохновение для своих песен. Комбинация из жесткой и брутальной музыки с одной стороны, и мрачных текстов с другой, была очень гармоничной…

Однако общие взгляды на музыкальное развитие и философию не помешали басисту/вокалисту Тео Лоомансу покинуть группу. Существуют разные версии этого шага, а уточнить об этом у самого Тео уже не представляется в этом мире возможным (но об этом позже), поэтому не будем копаться в причинах, а просто сообщим, что новым вокалистом стал Martin Van Druunen и об этом типе стоит поговорить поподробнее.

Мартин Ван Друунен, по его словам, впервые услышал рок-музыку в 1969 году в возрасте 3 лет. Это была песня “Satisfaction” ROLLING STONES. Вряд ли, конечно, в тот момент он решил для себя что будет музыкантом, но что-то видимо в подкорке у него отложилось. И когда спустя шесть лет он увидел по телевизору выступление KISS, решение стать музыкантом стало приобретать более осязаемые формы. Будучи достаточно проблемным ребенком, он, по его собственным словам, не находил общего языка ни с родителями, ни с большинством одноклассников, и рок-музыка стала для него своеобразной отдушиной. Я пишу рок-музыка, так как в то время музыкальные приоритеты Мартина включали в себя не только AC/DC, VAN HALEN и всю Новую Волну Британского Хэви Метал, но и LED ZEPPELIN, CREAM, Джими Хэндрикса и даже Элвиса Пресли. К тому времени он уже понемногу стал осваивать и гитару. Как и многие сверстники он вошел в тусовку таких же поклонников металла, с которыми ходил на концерты, и менялся записями. Мартин познакомился с уже упомянутым в этой статье Патриком Мамели, который и пригласил его в свою группу PESTILENCE.

Мартин Ван Друунен
Мартин Ван Друунен

PESTILENCE были одной из первых голландских thrash/death групп, и безусловно - самой талантливой. Неудивительно, что в мае 1988 года группа подписала контракт с фирмой Roadrunner, на которой спустя год выпустила свой дебютный альбом “Malleus Maleficarum”. Хотя по настоянию Мамели Мартин и более-менее сносно освоил бас-гитару, игра на музыкальном инструменте не была его “коньком” (в студии партии баса записывал сам Мамели). Его сильной стороной был вокал - болезненно-криплый, даже сиплый, который как нельзя лучше подходил к агрессивной музыке PESTILENCE, и к тому же, значительно отличался от вокалов других групп, что выделяло PESTILENCE среди себе подобных. По его признанию, на формирование его собственного стиля ушло 4 года! И среди вокалистов, в той или иной степени повлиявших на его вокальный стиль, он выделяет Тома Арайю (SLAYER), Джеффа (POSSESSED), Тома (CELTIC FROST), Лемми (MOTORHEAD) и, в первую очередь - Кроноса из VENOM.

Мартин во времена Pestilence
Мартин во времена Pestilence

После записи второго альбома “Consuming Impulse” Мартин, не согласный со все более становящейся навороченной музыкой, которую писал Мамели, покидает PESTILENCE. Но не только творческие разногласия, стали тому причиной. По окончании американского тура, остальные участники группы обвинили Мартина в непрофессионализме – в первую очередь это касалось его взаимоотношений с алкоголем, который частенько влиял на его поведение на сцене.

Покинув PESTILENCE, Мартин недолго оставался без работы. Он знал Боба Бахуса еще со школы, потом по метал-тусовке, где они частенько менялись кассетами, поэтому на предложение Боба присоедениться к ASPHYX не раздумывая ответил согласием, тем более, что по его признанию, ASPHYX как группа была ему очень симпатична... А вот как вспоминает об этом Боб: “Когда я услышал, что он ушел из PESTILENCE, я позвонил ему. Это было для нас сюрпризом, так как мы с Эриком часто мечтали, чтобы Мартин стал вокалистом ASPHYX. Но пока он был в PESTILENCE, это было невозможно!.. нам очень нравился его вокал и поведение на сцене! Мартин - один из лучших фронтмэнов всех времен, на мой взгляд. К тому же, у нас с Эриком и Мартином были одинаковые взгляды на death metal, так что отношения между нами были великолепными!”

Самое забавное в этой истории, что когда: Мартин пришел в ASPHYX, в группе еще оставался Тео... Первое выступление Мартина в составе ASPHYX прошло в Германии, и на сцене были все четверо. К счастью, Тео понял все правильно, и вскоре в группе на одного человека стало меньше.

Группа записывает З-песенное промо, после чего трио отправляется опять в не самую роскошную (8 дорожек), зато недорогую (запись обошлась в 1500 $) студию, где записывает для Century Media дебютный альбом “The Rack”, который был крайне позитивно принят в металлическом андерграунде. Мартин частично переписал уже готовые, написанные Тео тексты - по словам Мартина, в этих англоязычных текстах было столько грамматических ошибок, что было просто стыдно оставлять их без изменений. Вместе со своими шведскими друзьями ENTOMBED, ASPHYX отправляются в большой европейский тур. Этот тур сопровождался большим ажиотажем публики, только открывшей для себя новый стиль, каким был на тот момент death metal. ENTOMBED и ASPHYX на тот момент были одними из лидеров жанра. Турне оказалось очень успешным и с коммерческой точки зрения - обе группы чувствовали себя настоящими рок-звездами…

Следующий тур с англичанами BOLT THROWER и BENEDICTION хотя и был успешен с точки зрения приобретения опыта и фэнов, но с околомузыкальных причин оказался близок к провалу. Во первых, финансовая сторона тура оказалась недоработанной, в результате чего музыканты во время этих гастролей даже не могли нормально питаться, к тому же Эрику еще пришлось поработать водителем турового автобуса большую часть турне. А во-вторых, эта поездка омрачилась гибелью в аварии одного из техников BOLT THROWER.

Так же нельзя забыть выступление 30 ноября 1991 года в столице Швеции – Стокгольме. Аудитория с таким энтузиазмом принимала героев этого повествования, что было решено две записанных с этого шоу песни (“Evocation” и “Wasteland Of Terror”) издать на диске. К этим трекам добавили новую вещь “The Krusher”, а также еще две песни - “Rite Of Shades” и “Crush The Cenotaph” взяли из демо, и мини-альбом “Crush The Cenotaph” был готов.

К тому моменту, в группе возникло напряжение между Мартином с одной стороны, и Бобом и Эриком с другой. Мартин был не очень простым в общении человеком, к тому же в отличии от других участников группы, достаточно сильно увлекался алкоголем. Еще одной причиной возникновения трений стали написанные Ван Друуненом для предстоящего альбома тексты. Как я уже упоминал, старые участники ASPHYX тяготели к брутальности не только в музыке, но и в текстах. Мартин же решил поэкспериментировать, и написал тексты — скорее политического содержания, что не понравилось Бобу и Эрику. Напряжение в коллективе достигло наивысшей точки, и Ван Друунен накануне похода в студию уходит из ASPHYX. Его место тут же занимает Ron Van Pol, который записывает для нового альбома все басовые партии. Но когда дело коснулось записи вокала, свое веское слово сказало руководство Century Media, настоявшее на том, чтобы вокал все-таки записывал Мартин. Происходило это таким образом, что во время записи Мартин и остальные члены ASPHYX в студии так ни разу и не встретились. Вышедший в 1992 году альбом “Last One On Earth” оказался несмотря на все перепетии во взаимоотношениях внутри коллектива достаточно сильным, и получил неплохую прессу, да и реакция фэнов была вполне позитивной. Однако с уходом Мартина машина ASPHYX разладилась. Через год группу решил покинуть основатель команды Боб Бахус. Вот как он объясняет причины, толкнувшие его на этот шаг: “Это я пригласил Рона Ван Пола в группу, но он отдавал группе едва ли более 3% того, что отдавал Мартин. Рон - хороший музыкант, но он слишком ленив, да и не понимал сути команды... Он не смог заменить Мартина, но положа руку на сердце – а кто бы смог? Новый материал получался похожим на предыдущий, но без какой-то искры…”

Asphyx "Last One On Earth"
Asphyx "Last One On Earth"

Другую версию высказал Эрик: “Боб заявил, что хочет немного отдохнуть. В основном речь шла о концертах. Не хотел он ездить в турне, скучал по дому и хотел упорядочить свою жизнь”.

Дальнейшую карьеру ASPHYX удачной назвать трудно... Оставшийся у руля ASPHYX Эрик сделал не очень удачную попытку с одноименным альбомом “Asphyx” в 1994 году, для чего призвал в состав уже упомянутого в этой истории Рона Ван Пола и барабанщика Sander Van Hoof… Затем в 1996-м году эстафету принял Боб, даже вернув по такому случаю в состав Тео, с альбомом “God Cries” - результат тот же... Даже попытка лейбла Century Media подстегнуть интерес к группе выпуском в том же 1996-м году альбома “Embrace The Death”, записанного еще на заре творчества команды, и до тех пор не изданного, не дала никакого эффекта... Без лишней помпы коллектив приказал долго жить…

Но в 1997 году Эрик призывает Боба под знамена своей новой группы SOULBURN, где роль басиста/вокалиста исполнял Wannes Gubbels из группы PENTACLE. SOULBURN активно приступили к деятельности, записав сначала промо, а затем в 1998-м году и полноценный альбом “Feeding On Angels”. “Уши” ASPHYX проглядывали из каждого риффа этого альбома. Отношения в группе были прекрасными, и в один прекрасный день участники группы решили вернуть свое классическое название - ASPHYX. Это решение было принято в 1999 году, но за год до этого произошло одно событие, умолчать о котором я здесь не вправе.

Soulburn "Feeding On Angels"
Soulburn "Feeding On Angels"

Тео Лооманс, безусловно, важная фигура в истории ASPHYX, и его вклад в карьеру группы не вызывает сомнений. Однако надо сказать, что он был довольно сложным по жизни человеком. В одном из интервью Мартин сказал о Тео: “Тео был очень странным парнем”. Замечу, что это самая мягкая характеристика из всех, которыми Мартин тогда “наградил” Тео. Так вот 15 сентября 1998 года голландская общественность была шокирована аварией, когда поезд протаранил стоявший на рельсах автомобиль. За рулем находился Тео. Никто не знает - было ли это самоубийство или несчастный случай…

Тео Лооманс
Тео Лооманс

Но вернемся к живым. В 2000 году выходит новый альбом ASPHYX под названием “On The Wings Of Inferno”. Эта работа напоминала классические ранние альбомы ASPHYX, и была хорошо принята как прессой, так и фэнами. Было запланировано даже турне, но из этой затеи ничего не вышло - Эрик не мог бросить на длительный срок свою работу, да и Боб соглашался на концертные выступления лишь время от времени. Было похоже на то, что старые участники ASPHYX устали от группы, а Ваннес имел свою группу PENTACEL, которой он тоже уделял значительное внимание. В конечном итоге, ASPHYX в очередной раз прекратил свое существование, оставив на память о себе шесть долгоиграющих альбомов, которые вне всяких сомнений являются обязательными к приобретению всеми фэнами death metal.

С тех пор информация об ASPHYX не тревожила любителей death metal, и казалось, группа навечно ушла в небытие. Однако в начале этого года появились сначала слухи, которые затем и подтвердились - ASPHYX вернулись! Причем вместе с Мартином Ван Друненом! К сожалению, в реюнионе не принимает участие Эрик Дэниелс, полностью утративший интерес к группе и музыке в целом, на его место заступил Paul Baayens. Остальные музыканты - барабанщик и основатель группы Боб Бахус и басист Ваннес Губбельс! ASPHYX анонсированы на предстоящий 9-11 августа фест PartySun Open Air! Говорить о новых альбомах пока рано, но кто знает? Мы вас, как говорится, будем держать в курсе...

Thrashmentor/ TERRORAISER 2(30) 2007