Найти в Дзене

Серёжки с сапфирами и шёлковое платье

картинка из инета для иллюстрации
картинка из инета для иллюстрации

Старик прислушался: - спят... Дочка Женечка с детками.. Милые мои.. Двое осталось из троих, Шурочку, среднюю внученьку, не смогли уберечь. Умерла, ангельчик, на седьмом годочке.. Проклятая война. Как пережили мы её? не минуло горе горькое ни одну семью ... И опять нахлынули воспоминания...

Жила деревня обычной деревенской жизнью. Происходили перемены, не миновали и деревенский уклад.. И продразвёрстку пережили, и раскулачивание.( В 1927 году по доносу "добрых людей" был обыск и у Василия. Всё отдал он добровольно, запасы зерна, скотину, какая была на подворье... Хотел только приданое дочкино утаить. Но чекисты знали, что и где искать, истыкали штыками всю землю в саду и таки нашли сундук. Поплакала Женя, уж больно жалко было нарядов и шалей, а больше всего серёжек старинных с сапфирами, ещё от мамы покойной оставшихся, и браслетика золотого дутого, папа дарил на 16 лет... Ну, да чтож... И это пережили.)
В Брянске жили какие-то родственники Василия и Варвары, и Григорий с Евгенией поехали их навестить, где-то через год после своей свадьбы. Был летний денёк, молодые пришли в парк, сели на скамеечку. Вдруг Гриша почувствовал. как его руку с силой сжимает рука жены. - Женечка, что ты? - Гриша! Только тихо! Смотри, дама мимо нас проходит. - Пускай идёт себе. А что? - Платье на ней моё, мама Варя мне шила сама, и серёжки с сапфирами... (Это тоже мне бабушка рассказывала, но уже когда совсем старенькая была. Долго такие темы она умалчивала. Боялась всю жизнь... А я всё пытала ёё, почему у неё, дочки зажиточного селянина-лавочника, ни золота, ни брильянтов нету?! )
Жизнь продолжалась. В 1930 году родилась старшая , Эмилия. В 35м- Александра.. В 37 родился Володя. А в 1939 году Григория отправили на войну с финнами... В 1940 Василий похоронил жену. Григорий вернулся домой, и они с Евгенией решили перебраться к отцу. Семья прибавилась, а Василию помощь по хозяйству , да и внуков он любил безмерно.. Жизнь вроде стала налаживаться.. Простая человеческая жизнь, с повседневными заботами, с воспитанием деток, с обычными радостями и печалями.. Милька уже в третий класс закончила, Шурочка с Володькой нянчится.. Василий стал хуже видеть, но с внуками сидит, Женечке, своей любимой доченьке, помочь старается. Григорий вернулся в Заготконтору. Так же ходит иногда поохотиться, порадовать домашних зайчатинкой, лисичку девчонкам на шапочки добыть. Евгения переняла у приёмной матушки швейное мастерство, обшивает своё семейство и на заказ шьёт постельное, мужские рубашки и брюки, несложные летние платья соседкам и детские вещички.

Сводный братик Саша живёт в Навле, женился, Работает на железной дороге. Не забывает сестрёнку, названного отца, наезжает в гости в деревню. Григорий с Евгенией тоже ездят к Александру. И шло бы всё своим чередом.. Но слишком быстро в этот раз спокойная жизнь закончилась..

И вот 22 июня 1941 года...

Эта тема, как и раскулачивание, и репрессии 37го года, тоже долго была у нас под запретом.. Теперь то я понимаю, как тяжело, страшно и больно было бабушке не то , что рассказывать - даже вспоминать об этом... Рефреном всю жизнь мою с ней звучали слова: "Лишь бы не было войны!" В следующий раз я опишу то немногое, что удалось мне выведать у бабушки про Великую Отечественную войну, как у очевидца и живого свидетеля тех страшных лет. Это будет четвёртая, последняя часть воспоминаний моего героя, старика Василия.