Легкий обзор еще некоторых наскальных изображений древности.
"Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент — оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком".
Совершенно идеальная точка зрения, никто не может определить начало возникновения искусства. Но заметить можно лишь то, что корень его в не просто "не искусстве", а в чем-то таком, что имело для древнего человека краеугольное значение. Посему, прежде чем овладеть искусством живописи (на скалах и т.д.) человек овладевал искусством ОХОТЫ.
Именно потребность оттачивания охотничьего мастерства натолкнула древнего человека на мысль о... наскальном изобразительном способе отображения... методов и средств охоты, неких хитростей охотничьих, некоего знания о повадках животных, о природе в целом, и т.д.
То есть для начатка искусства была причина, весьма жизненная и сверхважная. Это сродни тому как ныне некий инженер начертит схему прибора, сооружения, чтобы ориентироваться. Аналогично древний человек. Он не рисовал на скалах в пещерах и т.д. — ради искусства. Он и понятия такого не имел: "искусство". Понятия типа "ловкости", "мастерства", конечно, были.
Искус, 1) продолжительная проверка на деле чьих-либо качеств; испытание; 2) устар. искушение, соблазн. https://ru.wiktionary.org/wiki/искус
Испытание естеством — искусство? Но древние перманентно были испытываемы естеством, будучи эргономичны со средой с рождения. У них такого понятия априори не могло возникнуть.
Соответственно, наскальные рисунки, это... СХЕМЫ.
Для охоты.
Изображение научает/показывает, видимо, молодому охотнику — степени готовности в момент неожиданного появления добычи. Показано стадо. Молодой и неопытный охотник может быть ошарашен внезапным появлением (из чащи и т.д.) такого количества животных, и растеряться.
Наскальным рисунком ему дается памятка: как не теряться, а максимально собраться умом и волей.
Смотреть надо сверху. Первый человечек или растерян или просто не ожидал появления стада. И ошарашен, его лук опущен, не готов к стрельбе.
Дальше зачем-то при наведении лука со стрелой показана поза с поднятой коленом ногой.
Еще ниже лучник снова будто в "просадке позы" своей, будто напоминая первого. Но лук активен. Какая тут психология атаки внушается рисунком древнему молодому охотнику, нам не понять, разумеется.
Самый нижний показан так, будто уже сам бежит навстречу цели, стреляя на ходу. Это памятка или инструкция. Это не искусство в понимании древних, не для разглядывания завороженного и удивленного. Для охотничьей науки это было нужно.
В позах фигурок показана психологическая увертюра атаки при внезапном появлении добычи, или может быть хищника. Но есть смысл тем не менее сказать, что с точки зрения современности древние были крайне ИСКУСНЫМИ охотниками.
______
Статья о письменности, все материалы по теме
Фантастический роман "Пепел моих снов", космос, будущее, 18+