Один из величайших музеев американского штата Калифорния создавался в 1969 году как Художественный Институт города Пасадены, но позднее был переименован в Художественный Музей Пасадены. В наши дни этот некоммерческий музей носит имя Нортона Саймона (годы жизни 1907-1993) – зажиточного промышленника и филантропа, однажды ставшего самым богатым человеком в Соединённых Штатах. Он слыл страстным коллекционером произведений искусства и к 1960-ым годам отчаянно нуждался в месте для хранения более чем 4 000 произведений искусства, которые Нортон накопил за всю свою жизнь.
В начале 1970-ых он согласился поддерживать финансирование здания, имея при этом возможность использовать 75 его процентов для своей личной коллекции. После смерти Саймона в 1993 году был начат проект реконструкции сооружения стоимостью пять миллионов американских долларов, руководством которого занимался известный архитектор по имени Фрэнк Гери (родился в 1929 году). С тех самых пор обе коллекции и объединены под одной крышей.
Сегодня в музее хранится более 11 000 предметов, в том числе впечатляющая коллекция европейского искусства, азиатского искусства и скульптурные произведения. В этой статье вы откроете для себя некоторые из самых известных картин Музея Нортона Саймона в Пасадене – городе, располагающемся к северо-востоку от знаменитого Лос-Анджелеса.
1 место. «Мадонна Бранчини» – Джованни ди Паоло
- Дата создания: 1429 год
- Размеры: 182,9 х 99,1 сантиметров
«Мадонна Бранчини» – это картина итальянского живописца по имени Джованни ди Паоло (годы жизни 1403-1482) – одного из самых известных представителей сиенской школы искусств XV столетия. Готические художники из Сиены (Италия) находились под сильнейшим влиянием византийского искусства, и это хорошо отражено в данном великолепном произведении в Музее Нортона Саймона.
Работа выполнена темперой и сусальным золотом на деревянной панели. На сильно позолоченной картине также находятся драгоценные камни из цветного стекла, их можно разглядеть в короне Богородицы. Именно поэтому шедевр может чрезвычайно заворожить вас при освещении свечами.
2 место. «Воскрешение» – Дирк Баутс
- Дата создания: 1455 год
- Размеры: 89,9 х 74,3 сантиметра
«Воскрешение» – это название картины в творчестве Дирка Баутса (годы жизни 1410-1475) – раннего нидерландского художника, который учился азам искусства в мастерской Рогира ван дер Вейдена (годы жизни 1400-1464). Баутс создал одни из самых известных произведений своего поколения, поскольку он стал первым северным творцом, который умело интегрировал в свои творения единую точку схода.
Название данной картины говорит само за себя, поскольку она изображает момент вскоре после того, как Иисус Христос воскрес из мёртвых. Примечательно, что данное произведение когда-то было частью большого запрестольного образа, состоящего из четырёх или пяти разных картин, изображающих на себе сцены из жизни Христа. Некоторые другие панно в наши дни являются частью коллекций Национальной Галерея Лондона (Лондон, Англия) и Музея Джетти (Лос-Анджелес, штат Калифорния, США).
3 место. «Мадонна и Младенец с Книгой» – Рафаэль Санти
- Дата создания: 1503 год
- Размеры: 55 х 45 сантиметров
«Мадонна и Младенец с Книгой» – это произведение искусства кисти Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520) – мастера эпохи Возрождения, написавшего в начале XVI столетия великое множество полотен с участием Мадонны. На этой конкретной картине изображается Дева Мария с младенцем Иисусом Христом, в своих руках они держат книгу под названием «Девятый Час».
Эти так называемые «Неканонические Документы» ежедневно читались монашескими общинами. Небольшой размер творения означает, что оно, вполне вероятно, предназначалось для религиозных целей. Пирамидальная композиция и пейзаж вдалеке являются фирменными знаками этого известного итальянского живописца.
4 место. «Адам и Ева» – Лукас Кранах-Старший
- Дата создания: 1530 год
- Размеры: 190,5 х 69,9 сантиметров
«Адам и Ева» – это общее название многочисленных картин Лукаса Кранаха-Старшего (годы жизни 1472-1553) – одного из самых известных немецких художников XVI века. Живописец Северного Возрождения большую часть своей карьеры был придворным художником курфюрста Саксонии и в основе своей занимался написанием портретов.
Когда он не рисовал членов королевской семьи, Лукас сосредотачивался на религиозных произведениях искусства, на которых довольно часто изображались Адам и Ева. В 1509 году он начал производить одиночные или же двойные панели с участием обоих персонажей. На картинах в Музее Нортона Саймона имеется пара высоких панелей в типичной для Кранаха-Старшего композиции.
5 место. «Бегство в Египет» – Якопо Бассано
- Дата создания: 1545 год
- Размеры: 123,2 х 196,2 сантиметров
«Бегство в Египет» – это творение от Якопо Бассано (годы жизни 1510-1592) – представителя венецианской художественной школы XVI столетия. Его творчество определяется богатством цвета, которое было так типично для картин маньеристов, созданных в ту эпоху творцов, а также сложными композициями его религиозных произведений.
Представитель итальянского города Венеции часто включал в свои религиозные картины крестьян и пасторальные пейзажи, и данное творение является ярким тому примером. Работа сосредоточена вокруг Богородицы и её ребёнка, которые являются единственными фигурами, кажущимися вполне спокойными. Все остальные участники полотна определяются диагональным движением, поскольку они следуют за ангелом в правую часть картины.
6 место. «Святые Женщины у Гроба Господня» – Питер-Пауль Рубенс
- Дата создания: 1611-1614 годы
- Размеры: 87,6 х 107,3 сантиметров
«Святые Женщины у Гроба Господня» – это картина Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640) – самого известного фламандского живописца первой половины XVII века. Мастер эпохи барокко определил своим творчеством стиль драмы и движения, он научился этому после длительного пребывания на территории Италии в первом десятилетии 1600-ых годов.
Рубенс полностью завершил эту картину сразу после того, как в 1610 вернулся в свой родной город Антверпен (Бельгия). На полотне изображается сцена, в которой несколько женщин посещают гробницу Иисуса Христа через пару дней после его распятия. Два ангела рассказывают женщинам о чудесном воскресении Христа, на что каждая из них реагирует по-своему.
7 место. «Автопортрет» – Рембрандт ван Рейн
- Дата создания: 1636-1638 годы
- Размеры: 63,2 х 50,5 сантиметров
«Автопортрет» кисти Рембрандта ван Рейна (годы жизни 1606-1669) в Музее Нортона Саймона был полностью завершён в ту пору, когда художнику было уже за тридцать. Он изобразил себя в традиционном для творческих людей берете – головном уборе практически всех художников, который стал дико популярен в XVII столетии.
Творчество Рембрандта состоит из множества десятков автопортретов, служащих визуальной автобиографией творца. Стильная и современная на тот момент одежда, которую голландский художник носит в сочетании с беретом живописца, является прямой отсылкой к тому факту, что в те времена он был на пике своей карьеры.
8 место. «Святой Иероним в Раскаянии» – Франсиско Гойя
- Дата создания: 1798 год
- Размеры: 190,8 х 114,3 сантиметров
«Святой Иероним в Раскаянии» – это работа Франсиско Гойи (годы жизни 1746-1828) – ведущего испанского художника конца XVIII-начала XIX столетий. Полотно было завершено в тяжёлый период жизни живописца, потому как художник-романтик полностью лишился слуха из-за загадочной болезни, приключившейся с ним в начале 1790-ых годов.
На картине изображается святой Иероним – раннехристианский учёный, который целых четыре года проживал в пустыне, символизируя собой аскета и обретая просветление. В руках он держит распятие и камень, которым по преданию он бил себя в грудь. Позднее в своей жизни он стал самым первым человеком, переведшим Библию на латинский язык, и Гойя также упомянул об этом факте в данном замечательном произведении искусства.
9 место. «Мост Искусств» – Пьер-Огюст Ренуар
- Дата создания: 1867-1868 годы
- Размеры: 60,9 х 100,3 сантиметров
«Мост Искусств» – это название картины Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919) – одного из ведущих художников-импрессионистов XIX века. На ней изображается мост в Париже – столице Франции, ныне известный как Мост Искусств. Находится он неподалёку от Музея Лувр.
Яркое полотно французского мастера позволяет нам получить замечательный вид на левый берег реки Сены в самом центре Парижа 1860-ых годов. Здание с куполом по правую сторону – это Институт Франции, оно служит прекрасным фоном для сцены, на которой изображаются пассажиры, садящиеся на паром.
10 место. «Тутовое Дерево» – Винсент ван Гог
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 54 х 65 сантиметров
«Тутовое Дерево» – это одна из нескольких картин в Музее Нортона Саймона, написанных рукой Винсента ван Гога (годы жизни 1853-1890) – знаменитого, но не слишком спокойного художника-постимпрессиониста. Данная работа была полностью закончена в октябре месяце 1889 года, когда он только попал в психиатрическую лечебницу в городе Сен-Реми-де-Провансе (Франция).
Эта гипнотическая картина типична для стиля голландского художника в последние месяцы его жизни. Густо нанесённые и прекрасно видимые мазки почти создают впечатление, будто тутовое дерево горит ярким пламенем. Живописец считал эту работу одной из своих лучших в карьере среди тех, которые изображали на себе именно этот вид дерева.