Найти в Дзене
Андрей Словохотов

Секреты днепро донского междуречья

Угрим - Андрей Словохотов о Муравском шляхе. Блог про Муравский шлях и все что с ним связано

  1. Автор этой статьи более десяти лет путешествует по татарским дорогам Днепро-Донского междуречья на территории Российской Федерации.
  2. Я искал и находил татарские шляхи, курганы, места сторож, броды и господствующие высоты; участвовал в археологических экспедициях, изучал поля сражений.
  3. Перечитал многих авторов прошлого и современности, работал в федеральных и областных архивах, общался с зарубежными коллегами, много дискутировал с кабинетными историками, которые либо вообще не видели того о чем пишут, либо не покидали своего региона.



    Постепенно в моей голове сложилась общая система географических представлений Московского государства о Днепро-Донском междуречье.
  4. Она не совершенна, но я рассчитываю на то что мысли мои получат дальнейшее развитие.
  5. Начать свой рассказ я хочу с трёх неоспоримых фактов: 
  6. 1. земля в средневековье была плоской,  
  7. 2. жители Московского государства долгое время не имели представления об особенностях географии регионов лежавших за ее пределами и изучали её с нуля.
  8. 3. Определяющим фактором в деле изучения географии Днепро-Донского Междуречья для Москвы была борьба с Крымом и в меньшей степени с Литвой и Польшей, но в любом случае в основе лежали военные и дипломатические рекогносцировки.
  9. О том как продвигалась на юг географическая мысль Москвы мы можем судить как хронологически, так и по росту ее возможностей. В самом начале речь идёт лишь о следованию определенным маршрутам с помощью проводников нанятых на Северщине и у кочевников. Затем в царствование Ивана Грозного появляется профессиональная корпорация вожей, а детальное знание объектов распространяется вплоть до входа в Крым.
  10. Здесь следует указать ещё на два неоспоримых фактора, а точнее их симбиоз.
  11. Мышление средневекового человека, как и современного опиралось на личный опыт и общечеловеческие представления, последние в ту эпоху имели религиозный характер.
  12. Поэтому география имела с одной стороны азимутный характер (то как вижу перед собой), с другой опиралась на библейскую космогонию.
  13. Из последней важнейшей нам кажется указание в Библии на то что из рая вытекают четыре реки... (Бытие. Глава 2, стих 10). Любой кто знаком с многочисленными источниками 16-17 века знает, что именно реки, прежде всего их истоки, а также водоразделы их разделяющие заменяют систему координат в географических описаниях. Почему-то эта очевидная истина для большинства историков является откровением.
  14. И так, Днепро-Донское междуречье в 16-17 веках было плоским и делилось на микрорегионы течением рек.
  15. Важнейшим в мышлении средневекового географа был поиск "райских мест", господствующих высот с которых стекало множество рек. 
  16. При этом мышление средневекового человека легко охватывало бассейны рек протяженностью во многие сотни километров.
  17. Для примера, попробуйте мысленно сначала соединить линией с севера на юг верховья северных и южных притоков Быстрой Сосны Тима и Любовши, а затем опишите дугу от верховья Тима через верховье Быстрой Сосны к верховью Любовши. 
  18. Или умозрительно найдите единственный сухопутный проход к Киеву на левобережье Днепра, представив линию рек Сейм- Десна на севере и Ворскла на юге, как кольцо.
  19. Для средневекового мышления это элементарные задачи, но справитесь ли с ними вы?
  20. Из всех "райских мест" важнейшим был исток трёх рек: Быстрой Сосны, Сейма и Оки, с тем условием что от южного водораздела Сейма берет начало река Северский Донец.
  21. Этот речной крест из четырех рек делит все Днепро-Донское междуречье на четыре части.
  22. Особо отметим, что общего истока у Сейма, Сосны и Оки не существует в современной географии и это именно средневековое понимание направления рек. Этот не должно вводить в заблуждение.
  23. Известен факт, что река Волга берет начало по большинству географических параметров в бассейне Камы, но мы продолжаем её по русски и по средневековому выводить из центра страны - это льстит нашему национальному самосознанию.
  24. Следующим важнейшим параметром средневекового мышления является разделение рек на главные и второстепенные. Если современное географическое мышление разделяет реки на первый, второй и другие порядки, то в средневековье они делились на большие и падучие реки (то есть притоки). Представьте себе например реку Сейм и все впадающие в нее реки с севера и юга будут падучими. В свою очередь и реки впадающие в падучие реки тоже падучие, а главным фактором является линия водораздела.
  25. Мир был плоским, средневековая география не знала термин господствующая высота, но было бы большой ошибкой считать, что в средневековых описаниях отсутствует высотность. 
  26. Ключевым термином здесь является термин верх реки, ошибочно искать при его упоминании исток. Это именно что господствующая высота, падая на которую стекает небесная вода в сторону истока, высшая точка. От истока в современных  представлениях о географии она может лежать в десятке километров. Что бы научиться искать верх реки надо хотя-бы раз от одного из современных истоков подняться к водоразделу и идти к тому месту откуда капли дождя коснувшись земли начинают свой бег.
  27. Здесь мы приближаемся к ещё одному важнейшему пониманию средневековой географии, а именно божественной гармонии и взаимосвязи всего и вся. Вы не поймёте страсть наших предков к мелким деталям, которым придается громадное значение если не представите себе руку бога. 
  28. Мир не только плоский и делится на микрорегионы реками, берущими начало в определенных местах. Он создан небесами проливающими воду на землю. Поиски следов этой воды, омывающей рельеф является сутью мышления средневекового человека. Но средневековый человек также следил и за движением солнца, к которому часто привязаны границы теневых (залесенных) и солнечных (выжженных) сторон рельефа, за сменой сезонов, когда в течении нескольких месяцев одно и тоже место разительно преображается.
  29. Поэтому такие многочисленные термины, как черный (широколиственный) или красный (сосновый) лес, поляны и луга в средневековых описаниях не только указание на конкретный объект, но и на взаимосвязь солнца, небесной воды, сезонов года, направления ветра и других стихий уравновешенных божественным промыслом в общую систему.
  30. То есть мир не только плоский, не только разделен реками как системой координат, в нем не только присутствуют господствующие высоты и водоразделы с которых небесная вода начинает свой земной путь.
  31. Это мир в котором все леса, поля и перепады высот гармонично объединены в общую систему.
  32. Следующим важнейшим моментом является противопоставление мира падующей воды и земли по которой она стекает. 
  33. Падучие реки, спадая с водораздела (по ним проходят татарские дороги шляхи) делят мир на дикие поля (не овоенные человеком), многие из которых имеют собственные названия (самое знаменитое Куликово). Подъем между падучими реками с дикого поля на водораздел осуществляется через характерные ворота ограниченные реками и называется праворотью.
  34. Поиск речных ворот главное для понимание мышления средневекового человека после поиска истоков рек, верха реки и других ключевых точек.
  35. Часто эти объекты совпадают, но не стоит их путать. Самые знаменитые речные ворота России это Смоленские ворота между Западной Двиной и Днепром. Но вот к примеру Судбищенская битва 1555 года произошла в единственном проходе на север из квадрата рек Красивая Меча, Дон, Быстрая Сосна, Любовша с Трудами. Попробуйте найти этот квадрат на карте. Или в начале статьи приводился пример о кольце рек с единственным сухопутным проходом к Киеву между Сеймом, Ворсклой с Десной, Днепром.
  36. Также надо отметить, что течение рек не воспринималось абсолютным рубежом. 
  37. Наши представления о средневековой географии настолько убоги, что мы не имеем списка бродов даже через четыре главные реки Сейм, Сосна, Ока, Донец.
  38. Сам брод воспринимается современным человеком как удобная переправа через реку. Для средневековья это скорее совпадение долгого пути с удобным спуском от верховья северного притока с удобным подъемом к верховью южного притока. Вспомните пример о форсировании Быстрой Сосны от верховьев Тима к верховьям Любовши.
  39. Оказавшись на водоразделе в "райском месте" истока рек средневековый человек высчитывал не только направление воды, но и оптимальные маршруты её пересечения. Попробуйте найти линию из Рыльска в Белгород, или от господствующей высоты 293 всей среднерусской возвышенности через Оку к Москве и вы поймёте о чём идёт речь.
  40. Однако от масштабности поставленных задач следует вернуться к ограниченности человеческих возможностей. Вспомним что география была азимутной (то что вижу перед собой) и воспринималась человеком в днях пути. Поэтому средневековые тексты испещрены такими терминами, как "в трёх верстах" (то есть по сути виднеющиеся на линии горизонта, либо лежащие за линией горизонта) или день пути об один конь.
  41. Глядя на средневековые чертежи, читая средневековые тексты я всегда ищу линию доступную глазу на местности.
  42. Как правило последние расстояния указываются либо между городами, либо между ключевыми бродами и верхами рек.
  43. Зная значение этих терминов из вышесказанного легко применять их на практике.
  44. Если верха рек мы назвали райскийми для средневекового мышления Москвы, то были и места поганые.
  45. Это противопоставление легко отражает разницу географий кочевого общества и земледельцев.
  46. Погаными в московской документации назывались точки на карте "притягивающие" к себе кочевые орды сочетанием достоинств. В них сходились такие качества, как обилие корма для скота и воды с перекрестком главных путей и так далее.
  47. Противопоставление поганых и "райских" мест не отображает всего спектра мышления средневекового человека. Мир также делился на места крепкие, где можно противостоять противнику, и там где естественных укреплений не было (не крепкие). Мозг тренированного человека легко различает тот момент в лесо-степи, где дальнейшее преследование бессмысленно, так как враг из крепких мест вышел. Именно поэтому водораздельным путям шляхам соответствуют параллельные дороги либо пересекающие падучие реки либо ведущие в праворотья. Мир кочевников и земледельцев не должен был пересекаться. Уже после отмены крепостного права в 1861 году ливенское земство решило не содержать восемь мостов, через восемь падучих рек, забросить дорогу и выйти на водораздел на татарский шлях, между тем с татарских набегов минуло более 150 лет.
  48. В этом мире хороших и плохих, крепких и не крепких мест надо было найти и место для жизни. Расположение городов, крепостей и более мелких поселений тоже подчинено целому ряду закономерностей. Прибегнем к отвлеченному примеру.
  49. Одно из самых поразительных мест на планете земля это резиденция Ивана Грозного в Александровой слободе, где прошла чуть ли не треть жизни тирана. Оказавшись там, на берегу небольшой реки, на окраине Владимирских лесов на площадке в одно два футбольных поля вряд ли сможешь понять тягу хозяина громадного царства к пятачку земли, который его отец определил, "как место зело красно". Ничего прекрасного и особенного между тем в этой местности нет, по крайней мере с точки зрения современного человека.
  50. Пытаясь понять расположение населенных пунктов Днепро-Донского Междуречья современные авторы выстроили их либо в линии засечных черт, либо расположили на флангах татарских дорог. На это следует возразить что сплошные линии крепостей это позднее средневековье, а самом начале они размещались кольцами, которые охватывают вышеописанные ключевые точки...





    Дальность












    Опубликовано 58 minutes ago пользователем 
    slovohotov
  51.  

Загрузка...