Финляндия резко увеличила закупки никеля у России, но при этом прекращает перевозку российских грузов, стремится расширить перечень антироссийский сaнкций и готова поддержать внесение в него того же никеля. А для эстонской транспортной компании финансовый аспект оказался важнее этической стороны вопроса.
Прибалтийские республики сильно пострадали от антироссийских мер и вдобавок могут столкнуться с потерей значительной части финансирования из западных структурных фондов. Однако для правительства Эстонии политический интерес оказался выше экономического, и в таких условиях сотрудничество с Россией они посчитали неприемлемым.
Кто повезёт «окрашенный кровью» металл
Весной 2022 года финский железнодорожный оператор VR заявил о намерении до конца года прекратить перевозки российских грузов на фоне антироссийской политики. При том, что импорт российского никеля в Финляндию в 2022 году вырос на 60% и сумма ежемесячных закупок превышает 160 млн евро. Финляндия хочет расширить перечень антироссийских санкций.
«Если среди стран EС будет достигнут консенсус, Финляндия поддержит внесение никеля в перечень санкций», — сказала министр по делам Евpопы и управления собственностью Тютти Туппурайнен.
Также профессор Хельсинского университета Вели-Пекка Тынккинен убежден, что всё сырье из России «окрашено кровью», а потому нужно расширить санкции до предела, чтобы они касались всего сырьевого сектора России, в том числе и никеля.
Финская железнодорожная компания поясняла, что соглашения VR Group с банками требуют от нее «прислушиваться» к решениям властей Великобритании несмотря на то, что она не находится под ее юрисдикцией. Железнодорожная сеть Финляндии принадлежит государству. Основным игроком на этом рынке является VR, однако есть и другие компании.
Так, в 2020 году финские власти выдали разрешение на грузовые перевозки внутри страны эстонскому оператору Operail. Эта компания и предложила свои услуги «Норильскому никелю» вместо VR для снабжения сырьем никелевого предприятия Nornickel Harjavalta в Финляндии, закрыв глаза на «окрашенный кровью» никель. Operail приняла такое решение в надежде подзаработать на транспортировке никеля и с этой целью даже зарезервировала железные дороги Финляндии.
Самый амбициозный отечественный IT-проект SFERA представляет многофункциональное приложение. Скачивайте тестовую версию по ссылке. Благодарим за поддержку!
Меж двух огней
В последнее время финансовое положение Operail значительно ухудшилось. Убыток предприятия за 9 месяцев этого года составил 3,5 млн евро. По данным финских СМИ, в планах компании было даже уйти из Финляндии. Теперь же генеральный директор Operail Group Рауль Тоомсалу заявил, что сейчас не время для этого и подчеркнул, что «вся деятельность, связанная с Россией в такие времена, требует серьезного этического рассмотрения», но «Operail получает инструкции по эксплуатации от своего владельца — эстонского государства».
«Лица, принимающие политические решения, должны взвесить, сколько времени потребуется местным компаниям и фабрикам, чтобы найти альтернативные решения для замены российского сырья, чтобы остаться на плаву и сохранить рабочие места», — сказал Рауль Тоомсалу.
Эстонские власти взвесили и решили запретить Operail заниматься транспортировкой грузов из России. Но вероятнее всего, место происхождения этой инструкции находится очень далеко от Таллина.
«На прошлой неделе Operail объявила, что планирует транспортировать российский никель в Финляндию <...> В ответ министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу заявил, что Operail следует отказаться от любого бизнеса, связанного с РФ», — рассказала автор издания Railfreight.
Эстония окончательно превратилась в послушный инструмент «старших товарищей», ибо сильно зависит от пожертвований из еврофондов. Но денег у Евросоюза из-за выхода Великобритании из состава и рецессии экономик ряда стран стало меньше. Придётся урезать финансирование, и страны Прибалтики полагают, что их это неизбежно коснётся. Советник президента Эстонии по экономическим вопросам Каспара Оя видит решение в сокращении расходов либо в повышении налогов. А по мнению российских экспертов, выходом для Эстонии могла бы стать многовекторная политика, при которой союз с Вашингтоном не означал бы разрыва связей с Россией — достаточно прийти к консенсусу. Но такого им явно не простят.
Ещё совсем недавно в Прибалтике говорили, что экономикам их стран санкции против России не нанесут никакого ущерба. А в результате промышленность зачахла, российский рынок сбыта потерян, а на европейском — не особо ждали. Всё началось с желания угодить «западным партнерам», а итог — расплата экономикой за эксперименты местных властей.
📌Мы много сил вкладываем в качество статей. Оцените лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA