Найти тему
Белорус и Я

Зачем российские пограничники охраняют "секретную базу нацистов"

Оглавление
Наш корреспондент побывал на самой северной заставе России – «Нагурское» на острове Земля Александры

Чужие сюда не доходят

«Новая» застава

О погранзаставе «Нагурское» на архипелаге Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) известно только то, что она есть. Три десятка молодых мужчин, оторванных от мира, годами не видящих новых лиц, месяцами не покидающих базу... Безумный хорошо экипированный шпион, сдуру решивший пересечь границу на этом участке, замерзнет насмерть через несколько часов. Выжить здесь – само по себе подвиг.

В августе 2014 года исполнилось 100 лет, как летчик Ян Нагурский поднял над архипелагом российский флаг. Кто слышал про этого героя?

Тут есть и архитектурный памятник – старое одноэтажное здание пограничной заставы образца далекого 1981 года. Обычный деревянный барак. И как в нем жили при минус 70 градусах?! Можно спросить об этом обосновавшихся здесь рабочих, приехавших на ЗФИ «зашибить деньгу».

Тепло уходит, медведь заходит

Вход на заставу украшает предупреждение: «Закрывайте двери (тепло уходит, медведь заходит)». Дверь – тяжелая и хитро замаскированная: не всякий человек с первого раза ее заметит. За несколько лет с момента переселения только один косолапый смог найти стальную лестницу. Отвадили сообразительного мохнатого «лазутчика» хитростью. Вернее, откупились: неожиданно выяснилось, что мишка очень любит муку, хотя бы и просроченную. Она для него – что сахарная пудра для ребенка.

Тот самый мишка, нашедший вход на заставу
Тот самый мишка, нашедший вход на заставу

– Мы нашли просроченную муку и стали подсыпать ее так, чтобы отвести звериную тропу от заставы, – поделился хитростью начальник погранзаставы Валерий Бондарев.

Иначе – никак: самый крупный хищник планеты вообще никого и ничего не боится – даже выстрелы его не пугают.

– Медведь – понятно: он тут хозяин. А вы их боитесь?

– Еще как! – рассказывает Бондарев. – Личный состав никогда не выходит без оружия на улицу. Хотя применять его можно только в самом крайнем случае: мишка – давнишний обитатель Красной книги. Если метель, видимость 500–600 метров – без необходимости из здания никто не выходит. Медведь такое расстояние может преодолеть за несколько минут, а его прыжок – 8–10 метров. Не убежишь. Иногда пурга продолжается месяц. Так и сидим. Когда заканчивается – организованно выходим.

– Собаки предупреждают об их приближении?

– В 2004 году завезли двух купированных кавказских овчарок. Сейчас самец бегает по полосе, а самка у заставы. Она умнее, всегда там, где дают есть. Пойдешь гулять – самка рядом, первая бросится на медведя.

За два года медведи задрали шесть собак. Фото: www.eg.ru
За два года медведи задрали шесть собак. Фото: www.eg.ru

– Часто такое случается?

– За два года из 18 псов выжили двенадцать. Они очень преданы человеку. Когда жили в старом комплексе, одной из собак позволялось обитать в коридоре дома офицерского состава, чтобы под ее присмотром гулять с детьми. Она скоро стала принимать их за своих детенышей. Однажды начальник заставы вышел с сыном на улицу и за что-то прикрикнул на него. Собака зарычала: мол, да какое право ты имеешь ругаться! Они у нас стоят на довольствии. В рационе – каши, мясо, рыба, сухое молоко. Печенье любят. Но живут в норах, прямо в снегу. Если пустить их в тепло, то потом на улице замерзнут.

Конец света здесь бы не заметили

Чем же они тут, на краю земли, занимаются? Наблюдают за судами и самолетами, контролируют режим убывающих на острова архипелага, полярную станцию Барнео. Поставлена общая задача по максимуму очистить острова от мусора. За год убрано 80% отходов общим весом 110 тонн. Хлам летом прессуют и на понтонах переправляют на переработку в Архангельск. Руководит расчисткой острова лично Артур Чилингаров.

Освоение Арктики – дело нынче государственное.

Служат только контрактники: офицеры и прапорщики. Ротация через три года, но есть и старослужащие. Ведь одна из основных задач – поддержание собственного жизнеобеспечения. А обслуживать импортные дизельные генераторы марки «Вольво», в которых установлены форсунки фирмы «Ламборгини», молодому пополнению доверять сразу нельзя.

Без солцезащитных очков из помещения выходить нельзя – «зайцев» наловишь
Без солцезащитных очков из помещения выходить нельзя – «зайцев» наловишь

– Все работает исправно, – говорит Валерий Михайлович. – 21 декабря 2012 года все ждали «конец света». Думаю, если бы это случилось, то здесь бы и не заметили. Погранзастава может жить автономно очень долго. И «День Земли» не отмечаем: отключишь электричество – через полчаса отсюда можно будет улетать. Здание начнет вымерзать. Застава сжигает две тонны солярки в сутки.

Погранзастава может жить автономно очень долго.

Здесь живут три семьи. Но детей оставили на Большой земле бабушкам и дедушкам. На заставе три женщины. К остальным жены прилетают самолетами, время от времени доставляющими на остров скоропортящиеся продукты.

– Чем занимается на заставе ваша супруга?

– Не знаю, она не в моем непосредственном подчинении.

– Что делают контрактники длинными полярными ночами?

Валерий Михайлович показывает на стену. На ней из ценных пород древесины вырезан огромный знак погранзаставы. На щите – оскал белого медведя.

– Вот, подчиненный исполнил. Что называется, долгими зимними ночами. Вернее, за одну ночь. Хочу сделать официальным знаком заставы. Я машинки коллекционные клею. Вон «Лэнд Крузер» на столе – точная копия настоящего. Еще есть модель «Кобры», но времени на нее не хватает. Женщины увлекаются выпечкой, мужчины – спортом. Когда с Большой земли привозят новые фильмы, «ходим в кинотеатр». Рассаживаемся в атриуме и смотрим фильмы под хруст попкорна – готовим в микроволновке. С телевизором – плохо: угол наклона антенны такой, что она фактически смотрит на горизонт. Только «Триколор» выручает. Но конфликты бывают редко. Личный состав сюда подбирают психологи. Расселяем по комнатам так, чтобы дополняли друг друга по интересам и характерам. Психолог был в прошлом месяце, священник приезжает с Новой Земли 3–4 раза в год, чтобы провести службу в нашей часовне.

Тут кают-компанию красиво называют «атриум»
Тут кают-компанию красиво называют «атриум»

Несмотря на нечеловеческие условия, пограничники местом дорожат: если в личном деле есть запись о безупречной службе в «Нагурском» – это всегда зачтется при приеме на работу. Год службы тут считается за два, коэффициент и надбавка за выслугу, а еще отпуск 60 суток. Проезд до места отдыха оплачивается в пределах России.

– Вы откуда?

– Из Сочи. Как говорится, поменял север Черного моря на юг Белого. Мне не привыкать: служил в Архангельске, с женой познакомился в поселке Варандей, где она обеспечивала питание нефтяников. Сейчас зарабатываем деньги на Севере, чтобы построить дом на юге.

Секретная нацистская база

С развитием Интернета Земля Александры стала популярна в кругах любителей мифов и легенд. Материалы о «морских волках» Гитлера, в 1941–1943 годах прятавших свои субмарины в районе Северной бухты, – очень популярная байка. Землянка метеорологов Рейха разрослась в фантазиях до базы подлодок Кригсмарине. «Очевидцы» рассказывают о складах с немецкой провизией, казармах, где на стенах до сих пор висят «шмайсеры». А еще кто-то видел трубы вентиляционных шахт, уходящие глубоко под землю.

Один из членов Русского географического общества так возбудился, что поспешил заявить: российские специалисты могут изучить и «обустроить подскальную базу субмарин Кригсмарине в интересах наших ВМФ и воспользоваться инфраструктурой, которую на ЗФИ создала в годы Великой Отечественной войны фашистская Германия».

Валерий Бондарев провел отдельную экскурсию на участок, где оставили следы немецкие захватчики. И сегодня под ногами хрустят гильзы, а ветер с грохотом гоняет по скалам ржавые консервные банки, оставленные оккупантами. Вокруг белая пустыня, то же багровое солнце, что отражалось на горизонте от снега в 1943 году. Более унылого и страшного места я не видел. Моя попытка вырвать из-под обледеневших камней кусок парашютного шелка была пресечена пограничником. Возможно, этот кусок станет экспонатом музея освоения Арктики и национального парка «Русская Арктика» под открытым небом. Сейчас на острове ведутся работы по инвентаризации и сохранению объектов историко-культурного наследия.

Так выглядит "секретная база нацистов"
Так выглядит "секретная база нацистов"

– Вот они, немецкие позиции, – указал на скалистый склон бухты Валерий Бондарев. – Тут стояло несколько палаток.

В ста метрах от немецкой свалки виднеется небольшая землянка с бревенчатой крышей. У пограничников есть предположение, что здесь могла размещаться немецкая метеостанция. Известно, что немцы передавали метеосводки для летчиков, бомбивших северные конвои союзников.

Пограничники не раз обследовали побережье. Но никому не удалось найти немецкие базы, так подробно описанные в Интернете.

– Один из наших несколько лет назад нашел камуфлированную палатку с немецкими клеймами, – рассказывает Виталий Оксенюк, – а мой сослуживец подобрал немецкую солдатскую пряжку.

Виталий показал находку. На пряжке можно различить свастику и надпись: «С нами Бог».

Можно развеять еще один миф. Аэродром Нагурское, что рядом с заставой, нацисты тоже не строили. Слишком далеко, да и надобности в нем не было. Немцам все необходимое сбрасывали в контейнерах с самолетов. Сегодня эти контейнеры, больше похожие на авиабомбы, еще можно встретить недалеко от немецкой свалки.

Возможно, эти легенды придумали для привлечения на ЗФИ и Северный полюс иностранных туристов.

В пургу заставу лучше не покидать. Даже на вездеходе
В пургу заставу лучше не покидать. Даже на вездеходе

Полюсу опять нужны ученые и строители

Сегодня несколько десятков пограничников контролируют на этом участке Арктики более 1500 км государственной границы. Это не только 192 острова ЗФИ, но и подступы к Мекке экстремального туризма – Северному полюсу.

Побывать на архипелаге Земля Франца-Иосифа я мечтал давно. Останавливала цена билета на атомный ледокол: 30–40 тыс. долларов за каюту. За такие деньги можно год кутить на берегу Черногории. Хотя есть вариант добраться и на самолете.

– От Мурманска до аэродрома на Земле Александры около 1200 км, а от него еще 600 км до дрейфующего вокруг полюса ледника, где ежегодно в апреле разбивают палаточный лагерь Барнео, – рассказал мне один из туроператоров-экстремальщиков. – Если к ЗФИ туристов можно доставить ледоколом, то с аэродрома Земли Александры на Барнео летают только самолетами Ан-72, стоящими на вооружении армии и пограничников.

-8

Только «Чебурашка» может удачно сесть на короткую заснеженную «взлетку». Когда в мае взлетные полосы раскисают, туристов катают на полюс вертолетами. Но аэродром Барнео – не конечный пункт туристов. Ледник постоянно движется, и Северный полюс может то удаляться, то приближаться к лагерю на 80–100 км. В Барнео им предлагают выбрать, на чем продолжить путь: на лыжах, собачьих упряжках, воздушном шаре или вертолете. За дополнительную плату могут даже выбросить на земную ось с парашютом. Когда турист доставлен к месту, для проводника важно вовремя воткнуть в льдину указатель с расстояниями до крупнейших городов мира. Стоит на несколько минут замешкаться, и льдина уплывет от полюса на юг (постоянно движется со скоростью около 1 км/час). Вокруг воображаемой оси Земли туристы водят хоровод, фотографируются, а потом по команде «Медведь!» быстро возвращаются в лагерь на Барнео. На полюсе бывают около 200 человек в год.

Вряд ли это направление туризма станет серьезной статьей дохода для национального парка «Русская Арктика»: бархатный сезон тут очень короткий, а полярная ночь слишком длинная.

Об этом не принято говорить, но все вылазки за полярный круг остаются опасным предприятием. Пока организаторам каким-то чудом удается избежать серьезных происшествий. Но задумайтесь: летчик за каждую посадку на льдину в Барнео получает около 50 тыс. рублей. Да и за такие деньги не всякий отважится.

Я прилетел на Барнео с Уполномоченным при Президенте по правам ребенка в рамках экскурсии для детей-инвалидов. Как мне рассказали, перед нашим визитом взлетная полоса на дрейфующей льдине лопнула пополам. Трещину засыпали снегом, полили водой и молились, чтобы ее края схватились до посадки. Покрывают ли подобные риски расходы по поддержанию экологии и жизнедеятельности пограничников на острове?

Недавно «Атомфлот» официально заявил о свертывании программы круизных рейсов в Арктику. Туристические рейсы появились в 1990 году, так как ледоколы были не востребованы. Ежегодно корабли совершали по четыре «ходки» к полюсу. Но последний раз ледокол «Ямал» вместо туристов взял на борт экспедицию по поиску нефтегазовых месторождений в Карском море, море Лаптевых и в районе Новосибирских островов.

Впервые за многие годы Северному полюсу потребовались ученые, геологи и строители.

-9

Александр БОЙКО

Фото автора

© "Союзное государство", № 5, 2014

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему География Союзного государства можно увидеть здесь:

География Союзного государства

ТОП-3