Учителя отвоевали право на публикацию в Интернете фото в купальнике. И вот новый скандал из-за фотографии педагога с элементом нижнего белья? Охота на ведьм не прекратится, пока Минобр не даст четкую формулировку, какие именно частности личной жизни педагога, размещённые им в Интернете, способны нанести детям вред.
Второй день размышляю по поводу такого аспекта жизни педагога, как фотографии и видео в его соцсетях.
Дело в том, что в Карелии произошёл очередной скандал из-за 2 фотографий учителя начальных классов. Фото были размещены в соцсетях в 2011 году до того, как в 2016 году девушка стала работать педагогом. Но блюстители нравственности из числа бдительных родителей не дремлют. Раскопали. Изобличили.
Неважно, что фото одиннадцатилетней давности, а учитель имеет 7-летний стаж безупречной работы, что фотографии повзрослевшей учительницы в скромных нарядах с букетами в руках пришли на смену экспериментам юности. Скандал разгорелся, и всевидящее око высоконравственной общественности полно подозрения: а не выглянет ли вновь бюстгальтер из распахнувшейся блузки.
Ну да, искусительница на этой фотографии далека от заветов Песталоцци и Макаренко. Она возлежит, держа в ручке плод, символизирующий грехопадение, ножки её до коленок прикрыты подушкой (а под ней, поди, ничего нет! - подозревает некто высокоморальный), и - что самое возмутительное - у неё из растёгнутой блузки выглядывает бюстгальтер!
Неважно, что учительница отыскала свой компромат, покрытый пылью истории, и удалила его. В сети просто так ничего не исчезает. И мы помним, что там у Вас под блузкой, Олеся Батьковна!
Сохранит ли руководитель ОУ здравый смысл, а Олеся из Петрозаводска - рабочее место? Обойдётся ли дело только воспитательной беседой? Посмотрим. Пока вроде реакция руководства на личное фото Олеси адекватная: героиня сводки скандальных новостей помилована вменяемой администрацией школы.
Тема эта для меня актуальна. Плаванье, которым я 5 лет занималась в пединституте (лишь интересное положение на последнем курсе помешало мне довести дело до конца и получить удостоверение инструктора по плаванью), до сих пор моё любимое занятие. Купальник для меня - дело обычное. Ходя в бассейн, я встречалась там с учениками и их родителями в раздевалке, в душе, на плавательных дорожках. Конечно, вид в очках для плаванья и шапочке у всех нас тот ещё, но мне стыдиться нечего: я приходила плавать, а не разглядывать людей. И я не собираюсь надевать буркини из-за того, что кого-то может шокировать открытие: учительница-то, оказывается, человек и даже женщина со всеми причитающимися первичными и вторичными половыми признаками. Плавайте, дамы и господа, а не учительниц разглядывайте!
Затем много лет я занималась хатха-йогой, беллиденсом - эстрадным направлением в восточных танцах - и даже (свят-свят-свят!) посещала занятия по стриппластике. Последние - исключительно для себя.
Около 10 последних лет танцами я не занимаюсь. Но в своё время наш танцевальный коллектив делал ежегодные отчётные концерты, где я выступала в сольных номерах и в групповых танцах. Да-да, босиком, с обнажённым животом, в легкомысленных висюльках и тканьках, зазывно улыбаясь и постреливая глазками. С тех пор в моём архиве хранятся видео с концертов и масса фотографий. Я не особенно их куда-либо выкладывала, но наш руководитель и хореограф точно публиковали.
Словом, были такие "фривольные" страницы в моей жизни, и сказать, что я их окончательно закрыла, не могу. Возможно, я возобновлю свои занятия йогой или восточными танцами.
Но это значит, что я в группе риска. Если какой-нибудь родитель найдет моё фото, опубликованное руководителем танцевального коллектива году так в 2012-ом, увидит мой голый пуп, кокетливо приподнятые бровки, волнующе изогнутое тело и решит, что я, оказывается, вела "аморальный образ жизни и танцевала грязные танцы", мне могут попробовать добавить в жизни острых ощущений.
И неважно, что это было давным-давно и я приближаюсь к почтенному возрасту, имею серьёзный педстаж и высшую категорию, что ни разу в жизни беллиденс я не танцевала для школьников.
Решит какой-нибудь родитель, а вслед за ним и мой испугавшийся скандала руководитель, что я подобными снимками "нанесла вред чести, достоинству и деловой репутации педагога и (или) школы" - и всё! меня могут настоятельно проводить до выхода из школы или создать такие условия, что я найду его самостоятельно.
Убедимся в этом, обратившись к истории вопроса.
2018 год. 26-летней учительнице истории из Омска Поповой Виктории помогли уволиться из школы за фотосессию в закрытом купальнике в стиле пин-ап. Причём девушка не афишировала своё увлечение, фото в Инстаграм выложило модельное агентство, где Виктория обучалась как модель плюс-сайз. Посчитав, что начинающая модель нарушила Кодекс профессиональной этики педагогов (даже интересно, какую именно формулировку из Кодекса они там взяли за основу и натянули сову на глобус!), руководство школы и мэрия осудили фривольный образ Поповой Виктории.
Девушку попросили уволиться по собственному желанию. Не думаю, что без школы Виктория пропала бы: она получила предложения попробовать свои силы в журналистике и модельном бизнесе. Но после урегулирования конфликта на уровне Министерства образования региона учитель приняла решение вернуться к преподаванию, от карьеры в модельном бизнесе Виктория отказалась.
Так что местным общественным судом Попову Викторию решили казнить, но вмешательство вышестоящей инстанции привело к пересмотру приговора - и Викторию всё-таки амнистировали и помиловали.
Не успела утихнуть баталия вокруг морального облика Поповой Виктории, как через год вспыхнул новый локальный конфликт, стремительно переросший в революцию.
Зимой 2019 года Кувшинникова Татьяна опубликовала в «ВКонтакте» снимки, сделанные во время соревнований по плаванию в Красноярске. Учительница занималась закаливанием и зимним плаванием, входила в Алтайскую федерацию «Белые медведи».
Удивительное дело, но попытка Кувшинниковой Татьяны не будоражить общественность и прикрыть тело в купальнике платьем во время демонстрации педагогом отличной физической формы на брусьях вызвала особенное негодование.
Сначала мать одного из учеников Кувшинниковой Татьяны предъявила фото учителя на суд общественности в родительский чат, а затем директору школы. Приговор руководителя был суровым: всё напоказ, как у проститутки... пятно на репутации школы... так и до педофилии недалеко... не имеете права носить звание педагога.
За спортсменку, активно пропагандировавшую ЗОЖ, вступились коллеги из спортивной федерации. Должность Татьяне удалось сохранить. Но педколлектив уже вынес свой вердикт: казнить, нельзя помиловать. Со слов педагога, коллеги перестали с ней здороваться, а администрация вместо того, чтобы помогать молодому специалисту, стала посещать уроки и придираться к их качеству. Татьяна предпочла "уволиться по собственному желанию".
Ну что ж, худа без добра не бывает.
Теперь Татьяна Кувшинникова трудится методистом в Алтайском краевом институте повышения квалификации.
Случай же с красноярской учительницей был предан широкой огласке и вызвал скорее всего неожиданную реакцию педагогического сообщества. Вместо того, чтобы коллективно осудить "пятно на репутации педагога" в лице Кувшинниковой Татьяны, учителя самых разных возрастов и комплекции массово стали являть миру фото в купальниках, снимки их татуировок, пирсинга и прочих атрибутов "аморального образа жизни". Акция педагогов #Мытожелюди в поддержку Кувшинниковой Татьяны набрала обороты: фотографии раздевшихся учителей с их гневными и язвительными комментариями ушли в массы и начали вращать тяжёлую чиновничью машину.
Даааа... Такую армию раздевшихся педагогов в одночасье не выдавишь из коллективов, не уволишь.
Пока вокруг каждого из этих эпизодов разгорались страсти, чиновники из Министерства образования медленно, но верно доходили до мысли: нужен какой-то документ, регламентирующий информацию, которую педагог может публиковать без ущерба своему имиджу. Кто-то должен решить, что морально, а что аморально для педагога в современных реалиях.
Причём хочу ещё раз подчеркнуть: речь идёт о проявлениях личности учителя строго за рамками его преподавательской деятельности, в той сфере, которую мы называем личной жизнью.
Тогда педагогам пообещали в ближайшее время помочь разобраться с этим неоднозначным вопросом. В августе 2019 года было опубликовано Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников. Я его внимательно перечитала, но обтекаемые формулировки Положения не позволяют сделать вывод, что именно можно вменить в вину педагогам, вокруг имени которых разгорались скандалы.
Также я перечитала Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (последняя редакция), профстандарты педагогических работников, свой трудовой договор, Кодекс профессиональной этики педагогов, но так и не нашла ответа на волнующий меня вопрос.
На основании чего будет обвинена в нанесении ущерба имиджу педагога учительница, которая, к примеру, в свободное от работы время пошла в ночной клуб, нарядившись в красное платье длиной выше колен и туфли с 20-сантиметровыми каблуками, следуя порыву души, демонстрировала там элементы пол-дэнса и попала в чью-нибудь трансляцию с места событий? Педагог находился в таком месте и в такое время, что ребёнок там находиться не может, лично в Интернете ничего не размещал, демонстрировал чувство вкуса и природную растяжку в свободное от работы время, тетради своевременно проверил и конспекты уроков написал.
Могут ли в этом случае родители учащихся или работодатели педагога подвергать его преследованию, обвиняя в порочащем светлый образ Учителя поведении, ссылаясь на источники, перечисленные мной выше? Возможно ли на их основании однозначно сказать, нарушили ли нормы профессиональной этики Попова Виктория, Кувшинникова Татьяна и Олеся из Петрозаводска? Ответ для меня очевиден: нет. По какой причине? Точного определения аморального поступка, совершаемого педагогом, лично публикующим в Интернете свои горячие танцы или фотографии с надетыми элементами нижнего белья, там тоже нет. Нет и указания, кто именно и как должен оценивать степень аморальности образов и поведения педагога. Резюмируем всё, сказанное выше.
Конечно, мы живём в государстве, заявленном как демократическое и правовое. Вмешиваться сегодня в личную жизнь какой-либо социальной группы - вызвать на себя шквал негодования. Но если наше общество так настаивает на консервации внешнего вида педагогов в рамках образа "пучок на голове, серый костюм, скрывающий признаки пола, очки в черепаховой оправе, рюши и банты под горло допускаются" как на работе, так и вне её, из танцев допускается только школьный вальс на Выпускном, причём исключительно друг с другом, то Министерству образования необходимо реагировать на этот запрос общества и чётко прописать в документе хотя бы рекомендательного характера, что именно в современных реалиях трактуется как аморальный образ и аморальный танец педагога, распространённые им лично в Интернете.
Вот прокомментировали же на самом высоком уровне ситуацию с купальниками на педагогах: Снимки в купальниках (если это не порнография) под категорию "причиняющих вред здоровью и развитию ребёнка" явно не попадают.
Точно так же следует прописать и обнародовать примерно следующее:
- допускается/не допускается публикация в Интернете исполнения учителем следующих танцев: стрип-дэнс, пол-дэнс, тверк, контемпорари и т.д.
- допускается/не допускается публикация в Интернете фотографий, а также появление в общественных местах педагогов в нижнем белье: трусов следующих фасонов..., бюстгальтеров следующих фасонов...
- допускается/не допускается появление педагога в публичном месте и публикация им фотографий в Интернете в платьях и костюмах, обнажающих колени, спину и пр.
Дальше моя фантазия умолкает. Этот документ нужен для того, чтобы педагог точно знал, где именно сегодня лично для него проходит грань дозволенно и недозволенного, а также это знали бы и другие участники образовательного процесса: учащиеся и их родители, администрация школы.
Живя в обществе, в котором в порядке вещей 24/7 на весь экран спокойно демонстрируются тампоны, прокладки, когда редко в каком клипе не крутятся попы, облачённые в стринги, транслируются проекты типа "Дом 2" и "Беременна в 16"...список можно продолжать бесконечно, убеждения педагогов не могут не подвергнуться изменению. Так вот, учитель и его работодатели должны точно знать, что дозволено Юпитеру и что не дозволено быку. В противном случае скандалы вокруг фото и видео педагогов в Интернете, вольное трактование таких прецедентов блюстителями морали из области казнить нельзя помиловать в ближайшее десятилетие точно не закончатся.
Если читателям интересна моя точка зрения по данному вопросу, она приближена к тому, как её озвучила оргсекретарь профсоюза «Учитель»: "Учитель, как и любой человек, имеет право на частную жизнь, хобби и предыдущую трудовую биографию".
Обзор документов, которые предполагаемо могли бы регламентировать информацию, размещаемую учителем в Интернете без нанесения вреда чести, достоинству, и деловой репутации педагога и (или) школы, я сделаю в следующей публикации.⬇