14 декабря 1969 года в Ленинградском Доме Кино состоялся закрытый просмотр кинокартины «Белое солнце пустыни».
По сути дела эта была настоящая, хотя не официальная премьера кинофильма, который в широком прокате появился только в конце марта 1970 года.
Об этом фильме ходит множество легенд, главной из которых, впрочем, надо считать ту, которая рассказывает о якобы счастливой случайности. Точнее о том, что кинокартину спас от полного запрета или даже уничтожения сам Генеральный секретарь КПСС Леонид Ильич Брежнев. Такое в истории советского кино, видимо, было не раз. Достаточно вспомнить похожую историю с участием Брежнева в благословении кинокомедии «Джентльмены удачи».
В случае же с «Белым солнцем» невероятная случайность оказалось в том, что вдруг в кинотеке Кремля не нашлось западного вестерна для дорогого Леонида Ильича. И тут Генсеку для персонального просмотра кто-то подсунул только что законченный фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Ну чем не вестерн, замешанный на основе истории создания Советского Союза?
Словом, Леонид Ильич оказался в полном восторге и кинокартина получила «добро», с огромным успехом пошла по стране и многократно оправдала все затраты на киносъёмку. И пусть не получила никаких призов на советских или зарубежных кинофестивалях, но зато завоевала народную любовь.
Написано о съёмках этого кинофильма очень много. Известно, например, что после окончательного монтажа остались еще сотни, если не тысячи метров пленки с не вошедшими сценами и дублями. Столько много, что из этих запасов можно было смонтировать еще один фильм, в который вошли бы кинопробы, гибель кавалериста, травмы и застолья актеров и многое другое.
Что касается Анатолия Кузнецова в роли красноармейца Сухова, которая должна была быть главной, то еще в процессе съёмки обнаружилось, что самым главным, то есть привлекающим к себе внимание и симпатии зрителей персонажем и героем фильма стал таможенник Верещагин в исполнении Павла Луспекаева. Его мощная фигура отправила всех остальных персонажей в тень и небольшая по первоначальному замыслу роль выросла до самой, если не главной, то значимой. И совершенно не случайно фраза «Я мзду не беру, мне за державу обидно!» стала девизом и пошла в народ.
В общем любимое народом кино, снятое Владимиром Мотылем, спасли Павел Луспекаев и Леонид Брежнев. Последнего, кстати, неплохо было бы наградить какой-нибудь особой медалью. Например, «Защитник хорошего кино».