Олег понимал, что от Правительства Зайцева необходимо решительно избавляться, но на кого его менять, он не знал. Собственно он, также как и Зайцев, не знал, с чего нужно начинать эти самые структурные реформы, и что они должны из себя представлять.
Одно было ясно - властная вертикаль не работала. Как и любая
система, построенная на движении устных или бумажных распоряжений сверху вниз, она утрачивала энергию в бесчисленных кабинетах чиновников.
При этом обратная связь строилась по знаменитому принципу исполнения,
сформулированному еще Ходжой Насреддином. Султан спросил Ходжу, сможет ли он научить осла говорить. Если научишь осла говорить, - сказал султан, дам тебе золота столько, сколько сможет увезти твой осёл, не научишь - отрублю голову.
Сколько времени тебе нужно? - спросил султан Ходжу. Ходжа, не моргнув глазом, ответил:
- Пятнадцать лет.
- Хорошо, - сказал султан, - иди, но помни о том, что тебя ждет.
Когда жена, плача, спросила Ходжу, - Ты что, полоумный, действительно хочешь оставить меня вдовой, а наших десятерых детей сиротами? Ходжа ответил ей: - Не волнуйся, пятнадцать лет это очень много. За это время или ишак научится говорить, или султан умрет.
Именно по такому принципу и исполнялись знаменитые «майские указы».
Необходимо было построить компьютеризированную вертикаль, реализованную таким образом, чтобы Президент в любой момент видел состояние всех национальных проектов в виде мнемосхемы, например в виде модных сейчас эмодзи.
Все хорошо, - эмодзи удовлетворения, есть проблемы, - эмодзи огорчения. Позвав Игоря, он изложил свою идею и через некоторое время они нарисовали окончательный вариант алгоритм системы контроля исполнения поручений Президента.
В принципе этот алгоритм подходил для контроля любой иерархической системы имеющей произвольное количество уровней промежуточного контроля. Особенность алгоритма заключалась в том, что на вышестоящем уровне не было возможности изменить сигнал, поступивший с нижнего уровня. В первом приближении это выглядело так.
Если в контрольное время на стройку не привезли кирпич, мастер сигнализировал об этом, чтобы снять с себя ответственность за неисполнение работ. Сигнал о нарушении графика попадал и начальнику стройки, и начальнику главка, и к министру, и к Президенту, на мониторе которого веселая эмодзи сменялась на эмодзи грустную.
- Ну а дальше, как положено, - сказал Олег Игорю, и продолжил: - наказание невиновных, награждение непричастных.
- Откуда этот афоризм? - спросил Игорь.
- Честно говоря, не помню, но по сути все так и происходит, если во властной вертикали отсутствует объективный контроль исполнительской дисциплины.
- То есть, в нашей системе этого быть не должно и вы пошутили.
- Конечно, это была шутка. Наказаны должны быть только виновные и по всей вертикали. Тогда и начальник строительного участка, и министр в равной степени будут виноваты в срыве сроков работ.
- В Правительстве встанут на дыбы, и будут саботировать внедрение программы.
- Не будут, а если попробуют, то увидим, что тот прав, у кого больше прав.
Президент я, или погулять вышел? Поручив Игорю переговорить с начальником службы программирования Администрации о выделении небольшой группы программистов для реализации пилотного варианта программы, Олег отправился на очередное совещание Совета Безопасности…
... Во второй половине дня прибыл программист из администрации - математик, кандидат физмат наук по приглашению Игоря. Видимо, в Администрации подстраховались и прислали лучшего специалиста.
Андрей Николаевич Преображенский - так звали программиста, посмотрел алгоритм, уточнил, на каких именно платформах должны работать клиентские терминалы, требования к секретности,
подумал и сказал, что техническое задание будет готово через неделю.
Если существенных замечаний и дополнений не будет, то альфа-версию можно будет посмотреть к Новому году. На вопрос Олега, сколько человек будет работать над программой, Андрей Николаевич ответил, что сделает все сам в нерабочее время, поскольку все его сотрудники загружены до предела в связи с необходимостью отражения хакерских атак на информационные сети Кремля.
Олег сразу же проникся уважением к этому немногословному и исключительно компетентному человеку. Попрощался за руку, проводил до дверей приемной и сказал, что Андрей Николаевич может звонить Игорю Сергеевичу в любое время для уточнения параметров программы.
Примечание редактора.
Полное описание этой системы контроля исполнительской дисциплины исполнения майских указов, со всеми алгоритмами и скриншотами работающей программы было направлено в Администрацию Президента, в 2015 году. Однако вместо рассмотрения по существу автору ответили ничего не значащей отпиской.
Читатели романа найдут в нем ссылку, перейдя по которой можно будет получить копию письма, направленного в АП.