Найти в Дзене
artsy boy

Художественные утверждения Эля Лисицкого

Архитектор, художник, конструктор, первый российский графический дизайнер, инженер и мастер фотомонтажа — Эль Лисицкий (El Lissitzky), урожденный Лазарь Лисицкий — один из важнейших деятелей русского авангарда, чье творчество во многом определило формирование современного искусства, архитектуры и дизайна. Сторонник супрематизма активно работавший над переходом этого направления в сферу архитектуры, Лисицкий создавал проекты, которые опередили свое время. Будущий художник родился в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Семья перебралась в Смоленск, где Лазарь окончил Александровское реальное училище. Позже они переехали в Витебск, где мальчик заинтересовался живописью и стал брать уроки рисования у местного художника Юделя Пэна. В 1909 г. Лисицкий попытался поступить в Художественную академию в Санкт-Петербурге, однако в то время евреев в высшие учебные заведения допускали очень редко. Поэтому Лазарь поступил в Высшую политехническую школу в Дармштадте, которую с

Архитектор, художник, конструктор, первый российский графический дизайнер, инженер и мастер фотомонтажа — Эль Лисицкий (El Lissitzky), урожденный Лазарь Лисицкий — один из важнейших деятелей русского авангарда, чье творчество во многом определило формирование современного искусства, архитектуры и дизайна. Сторонник супрематизма активно работавший над переходом этого направления в сферу архитектуры, Лисицкий создавал проекты, которые опередили свое время.

Эль Лисицкий, "Конструктор. Автопортрет.", 1924 г. © РИА Новости
Эль Лисицкий, "Конструктор. Автопортрет.", 1924 г. © РИА Новости

Будущий художник родился в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Семья перебралась в Смоленск, где Лазарь окончил Александровское реальное училище. Позже они переехали в Витебск, где мальчик заинтересовался живописью и стал брать уроки рисования у местного художника Юделя Пэна. В 1909 г. Лисицкий попытался поступить в Художественную академию в Санкт-Петербурге, однако в то время евреев в высшие учебные заведения допускали очень редко. Поэтому Лазарь поступил в Высшую политехническую школу в Дармштадте, которую с успехом окончил, получив диплом инженера-архитектора.

В 1916 г. Лисицкий вплотную начал заниматься живописью. Он участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств. В 1917 г. художник начал иллюстрировать книги, а в 1919 г. Марк Шагал, с которым у Лисицкого сложились дружеские отношения, пригласил его в Витебск преподавать графику и архитектуру в недавно открывшемся Народном художественном училище, где кроме Лисицкого работали Юдель Пэн и Казимир Малевич.

Разворот книги Владимира Маяковского "Для голоса" с иллюстрациями Эля Лисицкого, 1918 г. © РИА Новости
Разворот книги Владимира Маяковского "Для голоса" с иллюстрациями Эля Лисицкого, 1918 г. © РИА Новости

В период между 1920 и 1925 гг. Эль Лисицкий называл все свои живописные композиции Проунами. Проун (проект утверждение нового) — неологизм, изобретенный им же для обозначения новой художественной системы, соединившей идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объемной формы. Обращает на себя внимание лексико-семантическая близость понятий "проун" и "проум" — термина, придуманного Велемиром Хлебниковым и трактованного им как "проникновение в будущее". Для Лисицкого проуны были "остановками на нашем пути к новым формам", то есть переходным этапом в творчестве художника.

Эль Лисицкий, "Проун 1 Е. Город", 1919 г. © Azərbaycan Milli İncəsənət Muzeyi
Эль Лисицкий, "Проун 1 Е. Город", 1919 г. © Azərbaycan Milli İncəsənət Muzeyi

Импульсом к рождению проунов послужило задание Малевича, данное Лисицкому в Витебске, — перевод супрематизма в объемные формы: трехмерные построения должны были заложить основы архитектурной концепции будущего. Изначально проуны являли собой синтез пластических приёмов супрематизма и конструктивизма, но по мере развития художественной концепции Лисицкого супрематическая составляющая занимала в ней всё меньше места — к концу 1920 г. о ней напоминали лишь включенные в композицию геометрические плоскости. "У Вас ход другой и даже фигуры шахматной игры другие, хотя игра шахматная", — позже прокомментировал Малевич соотношение проунов с супрематизмом.

Эль Лисицкий, "Проун R.V.N.2", 1923 г. © Sprengelmuseum
Эль Лисицкий, "Проун R.V.N.2", 1923 г. © Sprengelmuseum

Работа Проун R.V.N.2 1923 г. получила свое название от города, где она была создана: R.V.N. — RE VON NAH — HANNOVER (Ганновер в транскрипции художника Курта Швиттерса). В этой работе Лисицкий избегает яркой колористики, выбирая исключительно приглушенные коричневые, серые и черные тона. Элегантно-сдержанная цветовая гамма была продиктована особой философией: цвет обозначал массу, плотность и фактуру разных материалов — стекла, металла, бетона, дерева.

"Цвет становится барометром материала и движет его к дальнейшим перевоплощениям".
— Эль Лисицкий.


В композиции этой
абстрактной картины широкие плоскости сочетаются с изящными объемными формами. В центре холста находится светлая окружность, которую художник лишь слегка сместил от центра картины. Это движение уравновешивается четырьмя прямоугольными плоскостями, помещенными в углах картины. Три узкие архитектурные формы парят перед светлым кругом. Кажется, что каждый объем освещен своим собственным источником света. Однако, ни одна из форм не отбрасывает тени ни на другие формы, ни на светлый диск на заднем плане. Благодаря этому положение отдельных элементов в пространстве остается неопределенным.

Эль Лисицкий, "Проун 19D", 1921 г. © MoMA
Эль Лисицкий, "Проун 19D", 1921 г. © MoMA

Комбинируя геометрические плоскости с трехмерными объектами, Лисицкий выстраивал идеальные динамичные конструкции, парящие в пространстве, не имеющие ни верха, ни низа. Эту особенность художник особенно подчеркивал: "Оказалась уничтоженной единственная перпендикулярная к горизонту ось картины. Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство". В проунах Эля Лисицкого использовались эстетизированные мотивы технического конструирования и приемы начертательной геометрии.

Эль Лисицкий, "Проун 84", 1923 г. © Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, "Проун 84", 1923 г. © Третьяковская галерея
"Мы увидели, что поверхность проуна перестает существовать в качестве живописной картины, он становится строением, которое необходимо обозревать со всех сторон: сверху рассматривать, снизу исследовать".
— Эль Лисицкий.