Накатные грузы или Ro-Ro («Roll On-Roll Off» - «Вкатывай - выкатывай») – это грузы «на колесах», для которых не нужно использовать грузоподъемную технику. Такие грузы перевозятся на специальных судах - ролкерах со специальным оснащением для их фиксации.
Для обработки судов с грузами Ro-Ro на терминале используются специально оборудованные причалы, позволяющие производить погрузочно-разгрузочные работы с использованием аппарелей - плоских конструкций, по которым груз выкатывается с судна на причал или закатывается на борт судна. Некоторые суда могут быть оснащены своими аппарелями, а для неоснащенных такими конструкциями судов на грузовом терминале предусмотрены собственные.
Основные нюансы работы с накатными грузами
Накатные грузы условно можно разделить на категории по типу отгрузки/погрузки. Первая - самоходные, к которым относятся авто- и мототехника. При проведении разгрузки и погрузки этой категории Ro-Ro вспомогательная техника не нужна: за руль садится водитель и перегоняет автомобиль. Вторая категория - генеральные или контейнерные грузы, размещаемые на ролл-трейлерах (MAFI) или шасси. Эти «тележки» цепляются к тягачам, которые осуществляют их дальнейшую перевозку. Отдельная категория Ro-Ro - железнодорожные вагоны, которые перевозят на специальных паромах, оборудованных ж/д путями. Для такого вида грузов на терминалах создаются специальные паромные станции с железнодорожными подъездами, а разгрузка судов осуществляется при помощи локомотивов.
Каждая категория грузов Ro-Ro имеет свои требования к планированию и проведению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению сопроводительной документации, а в некоторых случаях прямо на грузовом терминале могут осуществляться еще и таможенные процедуры.
Иногда встречаются универсальные суда, позволяющие транспортировать совместно и накатные, и генеральные/контейнерные грузы. Для работы с такими судами требуются отдельные алгоритмы планирования погрузочно-разгрузочных работ.
Еще одна особенность накатных грузов в том, что их нельзя штабелировать в складской зоне грузового терминала, чтобы максимально оптимизировать пространство, как это делается с контейнерами. Однако и эта категория грузов требует оптимизации размещения, чтобы избежать возможного штивания - избыточных передвижений. Например, когда нужный автомобиль расположен в середине ряда, и для его перемещения нужно передвигать другие.
Современные IT-решения на базе TOS (Terminal Operation Systems) позволяют комплексно автоматизировать операции с накатными грузами на терминале, принимая в расчет специфику их отгрузки, учета, документального оформления. Можно повысить скорость и эффективность каждой операции, снизить количество ошибочных, ненужных действий и передвижений, а, в случае с грузами на ролл-трейлерах или шасси - реализовывать сложные технологические цепочки операций по переводу груза из одной категории в другую. Например, когда бумажный рулон, поступивший на терминал на ролл-трейлере, снимается с него и переквалифицируется для дальнейшего хранения и транспортировки из статуса Ro-Ro в статус генерального груза.
Какие именно процессы можно автоматизировать во многом зависит от устанавливаемой системы TOS. Об основных моментах расскажем на примере наших IT-решений.
На какой функционал в TOS обращать внимание терминалу, работающему с накатными грузами (Ro-Ro)?
Редко бывает, что терминал работает только с одним видом грузов. Часто вместе с Ro-Ro перевозятся также генеральные грузы. Важно, чтобы IT-решение предусматривало возможность работы со всеми типами грузов, с учетом нюансов обработки разных типов грузов, с возможностью построения сложных технологических цепочек при обработки грузов и так далее.
По транспортным фронтам важно обращать внимание на то, есть ли в решении функционал, позволяющий работать одновременно с морскими судами, автомобильным, железнодорожным фронтом. Согласитесь, лучше, когда одно решение охватывает сразу все направления деятельности компании, нежели задействовать несколько разных систем, а затем тратить время и средства на их интеграцию между собой. Комплексный охват всех транспортных фронтов помогает ускорить работу терминала, сократить количество производимых ошибок, ускорить подготовку сопроводительных документов и многое другое. Это достигается благодаря интеграции TOS с грузовой техникой, ERP и другими системами и программами на терминале.
Кроме этого, важно, чтобы система TOS была широко кастомизируемой. Это позволяет разработать на ее базе индивидуальное решение под задачи конкретно вашего грузового терминала.
И, конечно же, ключевую роль играет опыт системного интегратора. Обращайте внимание, сколько IT-компания работает на рынке, какое количество проектов ею реализовано и какого уровня сложности.
Какие процессы обработки, учета и хранения грузов Ro-Ro позволяет автоматизировать комплексное решение TOS
При проведении погрузочно-разгрузочных работ:
- Планирование и назначение работ для тягачей, учет их технических характеристик и производительности, снижение порожних перемещений.
- Организация операций по затарке и растарке ролл-трейлеров и шасси.
- Операции и учет сцепок/расцепок ролл-трейлеров, работа с порожними ролл-трейлеров и стопками из ролл-трейлеров.
- Планирование и организация погрузки и разгрузки различных типов судов для перевозки накатных грузов.
- Оперативная идентификация грузовых единиц с помощью Auto ID техники для считывания штрихкодов, VIN-номеров, RFID-меток и других идентификаторов, включая технологии оптического распознавания символов.
- Ускоренный выпуск автомобилей с водителями, экспресс-регистрация автомобилей по VIN-номеру и прочие операции.
- Организация электронной очереди и контроль очередности посадки водителей самоходных транспортных средств на судно или паром.
- Автоматизация планирования работ, выдачи наряд-заданий персоналу с учетом квалификации, разрешений и загруженности каждого специалиста.
При ведении учета накатных грузов:
- Отслеживание и мониторинг грузов в режиме реального времени.
- Изменение статуса груза в режиме реального времени (например, из Ro-Ro в генеральный и наоборот).
- Управление растаркой и затаркой, дозагрузкой ролл-трейлеров, включая прием и списание грузов на складе.
- Сквозной учет грузов, регистрация операций, план-фактный анализ.
- Интеграция с весовым и другим вспомогательным оборудованием на терминале.
- Взаимодействие и обмен данными с ERP и другими системами и программным обеспечением.
- Оптимальная организация пространства складской зоны с учетом времени дальнейшей отгрузки каждого груза.
- Организация распределения грузов между удаленными друг от друга терминалами и складами.
При работе с клиентами, контрагентами и сопроводительной документацией:
- Организация онлайн-взаимодействия с клиентами и котрагентами.
- Упрощение въезда на территорию терминала для водителей, включая бесконтактное получение пропусков и автоматическую выдачу маршрутного листа.
- Управление таможенным оформлением, а также взаимодействие с программами и системами государственных контролирующих органов и других участников цепи поставок.
- Выставление счетов за комплекс операций с грузом.
Это только основные общие функции. Широко кастомизируемые системы TOS помогают реализовать гораздо больше индивидуальных пожеланий клиента к системе в соответствии с его бизнес-задачами.
В результате повышаются скорость и прозрачность всех операций, увеличивается эффективность работы вспомогательной техники и сотрудников терминала, снижается количество лишних манипуляций и ошибок, повышается скорость регистрации грузов и оформления всей необходимой сопроводительной документации. Все это помогает грузовому терминалу работать эффективнее и повышать лояльность своих клиентов.