В конце октября в Республике Беларусь была внесена в Палату представителей новая редакция закона о государственном прогнозировании (Закон от 05.05.1998 № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»).
Закон предполагает на государственном уровне разграничение прогноза и плана, а также приближение к той системе и очередности подготовки прогнозов, которая принята сейчас в России.
Ранее в Республике Беларусь государственное прогнозирование осуществлялось на 1 год, на 5 и 15 лет.
В настоящий момент предлагается готовить стратегии развития и прогнозы в таком формате:
- на долгосрочный период – Комплексный прогноз научно-технического прогресса РБ на 20 лет (далее – Комплексный прогноз НТП); Национальную стратегию устойчивого развития РБ и стратегии развития отраслей экономики (видов экономической деятельности);
- на среднесрочный период – прогноз социально-экономического развития РБ;
- на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития РБ.
Что интересно, авторы закона в новой редакции также постарались исключить смешение понятий “прогноз” и “план”.
В их формулировке:
- государственное прогнозирование – деятельность по формированию представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и приоритетах, ожидаемых результатах и прогнозных параметрах социально-экономического развития;
- государственное планирование – деятельность по определению целей, приоритетов, задач, показателей и параметров социально-экономического развития страны, ее административно-территориальных единиц и отраслей экономики (видов экономической деятельности) на определенный временной период, а также комплекса механизмов, способов, инструментов и необходимых ресурсов, обеспечивающих их достижение.
Кроме того, в Беларуси, как и в РФ, будет ежегодно формироваться прогноз на «скользящей» основе на трехлетний период.