Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 1: Сбор, контракт, первый LP

Оглавление

История группы STACKRIDGE, часть 1: Сбор, контракт, первый LP

Stackridge (LP MCA MDKS8002, 1971)

Songs/Tracks Listing: 1. Grande Piano (3:23); 2. Percy the Penguin (3:42); 3. Three Legged Table (6:49); 4. Dora the Female Explorer (3:48); 5. Essence of Porphyry (8:05); 6. Marigold Conjunction (5:00); 7. West Mall (2:27); 8. Marzo Plod (3:07); 9. Slark (14:08)
Total Time: 50:29

Давным-давно существовала группа под названием STACKRIDGE. Вдохновленные такими разными музыкальными влияниями, как THE BEATLES, Фрэнк Заппа и THE INCREDIBLE STRING BAND, они стремились, по словам гитариста, басиста и певца Джеймса Уоррена, к “чистому, основательному мелодизму, ритмической сложности и странному сочетанию пасторальной, философской и позитивно сюрреалистической лирики”.

Первоначальный состав из шести человек, собравшийся в Бристоле в 1969 году, состоял из Уоррена (James Warren), Энди Дэвиса (Andy Davis, гитара, клавишные, вокал) и Джима “Круна” Уолтера (Jim “Crun” Walter, бас) из местной блюзовой группы GRIPTIGHT THYNNE, Маттера Слейтера (Mutter Slater, лейта, вокал), Майка Эванса (Mike Evans, скрипка) и Билли Бента (Bill Bent, ударные). Сначала группу решили назвать STACKRIDGE LEMON, но быстро и разумно решили его сократить. Группе удалось сыграть на самом первом фестивале в Гластонбери в 1970 году, а не в 1971-м, как иногда предполагают официальные истории, вместе с Китом Кристмасом, Элом Стюартом и Марком Боланом. “Мы были вступительным актом в начале фестиваля, а затем вернулись уже в конце второго дня, чтобы закончить работу”, - это единственное воспоминание Джеймса о том, что тогда было известно, как The Shepton Mallet Rhythm and Blues Festival.

Stackridge, 1971
Stackridge, 1971

Но по-настоящему STACKRIDGEначали выступать только в 1971 году, и до этого группа потеряла разочаровавшегося “Круна” Уолтера, который ушел, чтобы заняться более прибыльным ремеслом каменщика. (Джеймс, игравший на басу раньше в бристольской группе DAWN, поменял шесть струн на четыре, но теперь соглашается, что некое “причудливое, простоватое и деревенское” очарование было утрачено.) Оставшийся квинтет отправился в тур по Великобритании в поддержку WISHBONE ASH, став их коллегами по лейблу MCA Records после того, как глава A&R отдела компании Дэвид Хауэллс (David Howells) посетил их выступление в Victoria Rooms, Бристоль, и был очень впечатлен увиденным и услышанным.

Одноименный с названием группы дебютный альбом выйдет в августе 1971 года. Музыка таких групп MCA, как хэдлайнеры лейбла и металлисты BUDGIE, была довольно линейной по сравнению со STACKRIDGE, и Энди Дэвис с готовностью признает это: “Такие группы, как WISHBONE, всегда следовали одной и той же схеме от начала и до конца. Хард-рок в стиле шаффл-бит, две гитары, песни о девушках на кукурузных полях и все такое; вот и все! В то время как у нас, если что-то срабатывало, то мы немедленно сворачивали в другую сторону, просто из чистой злобы”. Кто-то, возможно, может посчитать это непрофессиональным отношением, но то чувство свободы и креативности STACKRIDGE, это как раз то, чем мы можем теперь наслаждаться, и это было в значительной степени наследием недавних шестидесятых. Тем не менее, наличие нескольких авторов песен, которые работали в противоположных стилистических направлениях, привнесло разнообразие, которое, по признанию Дэвиса, вредило их коммерческим шансам: “Большинство групп придерживаются правила, что у них есть определенное звучание, и они всегда звучат так, как все привыкли, в то время как у нас этого не было. В некоторых песнях ведущий вокал исполнял Маттер, а в других Джеймс. THE BEATLES развивались в разных направлениях, но они всегда звучали так, как могли звучать только они”. Поскольку Энди играл на альбоме Джона Леннона Imagine, то нам ли с ним спорить…

В то время как большинство групп вкладывают лучшее из своего концертного сета в свой первый альбом и изо всех сил пытаются собрать второй, STACKRIDGE отличились и в этом случае… Как объясняет Энди Дэвис, у них был концертный сет, “который начинал идти очень хорошо и состоял из песен продолжительностью около десяти-пятнадцати минут. Или даже дольше! С разными разделами, с тем и с этим. Когда мы заключили контракт на альбом, мы сказали: “Хорошо, давайте включим в альбом много песен, которые мы никогда не играли вживую”, потому что у нас было отставание. Главная причина, по которой мы не играли их вживую, это либо из-за отсутствия у нас нужных инструментов, либо недоделанной аранжировки или чего-то еще. Итак, мы выпустили первый альбом, который состоял из песен, которые наша аудитория раньше не слышала!”.

Stackridgeбыл записан на 16-дорожечном оборудовании в Kingsway Studios, Лондон, в 1971 году с помощью продюсера Фрица Фрайера из группы шестидесятых HARMONY THE FOUR PENNIES; инженером был Мартин Бёрч, который впоследствии продюсировал многие известные хэви-метал-группы. Четвертый трек, “Dora The Female Explora”, также был выпущен в качестве сингла, сопровождаемый не вошедшим в альбом “Everyman”. “Dora” была одной из самых коротких песен на том первом альбоме, - говорит Джеймс, - и, очевидно, сингловой из-за припева. Я не знаю, много ли она играла на радио, но она была выбрана в качестве первого сингла”. Как Джеймс и Энди с тех пор доказали в проекте THE KORGIS, они могут писать хитовые синглы, и успешная сорокапятка с их первого альбома могла бы все изменить.

Три песни были написаны совместно Дэвисом и Уорреном, четыре - только Джеймсом, а авторство “Dora” принадлежит всей группе. Завершающий трек “Slark” был создан Энди и ушедшим Круном. Впоследствии она была перезаписана на треть короче своей первоначальной длины для выпуска в качестве сингла в мае 1972 года, на второй стороне которого была не менее легендарная вещь “Purple Spaceships Over Yatton”, еще одним творением Уолтера/Дэвиса.

По мнению Джеймса Уоррена, “Slark” был треком, в котором отразились все их влияния: “Наш оригинальный репертуар был полон очень длинных и запутанных композиций, и “Slark”, длинная прог-рок-пьеса о драконе, была одной из них. Я принес в группу своего рода элемент мелодической гармонии, в то время как у Круна и Энди была музыка на гитаре из области блюза, и в этом треке мы объединили эти разные элементы”.

За записью последовали два интересных события. Первое заключалось в том, что из-за перерасхода средств группе сказали, что их следующий альбом придется записать за меньшую сумму. “Бюджет составлял три тысячи фунтов, - рассказывает Энди Дэвис, - а мы потратили чуть больше четырех, так что нам пришлось сократить бюджет записи второго альбома, который мы сделали за две с половиной”. Но в то время как денег становилось все меньше, число музыкантов в группе росло. Джеймс почувствовал, что Крун Уолтер может быть “недостающим ингредиентом”, который принесет успех, и убедил остальных вернуть его, - так что второе событие, это возвращение “блудного” “вольного каменщика” Круна. Таким образом, обновленная группа в составе уже шести человек отправилась в Sound Techniques в Челси, чтобы записать Friendlinessлетом 1972 года, после очередного триумфального выступления на фестивале Bikershow.

Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)