Найти в Дзене
Простой человек

Идеализм Председателя Конституционного Суда Зорькина

Выступление председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина на Х Всероссийском съезде судей.
Выступление председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина на Х Всероссийском съезде судей.

Случайно набрёл на выступление председателя Конституционного Суда (КС) Зорькина на Х Всероссийском съезде судей (тут текст), прошедшего в конце октября. В нём, как в капле воды, отразился идеализм представления судебной власти о возможности «реализация принципов социального государства и социальных прав» в буржуазном обществе.

Разумеется, я сужу с точки зрения простого человека, исходя из объективных принципов общественных отношений: богатый – обычно, правее… Впечатление: ожидал более яркую речь, - немного «корявая», с натянутыми цитатами. Мне кажется, что выступление г-на Зорькина слишком дипломатичное, осторожное, мол, стремимся к правосудию

Он подчеркнул: «вся деятельность судебной системы акцентирована на социальную ориентированность… в более тесном смысле – это, конечно же, реализация принципов социального государства и социальных прав, что особенно важно сейчас, когда в нынешнее тяжёлое время, трудное время, которое переживает Россия, конечно, сгладить и последствия ещё недостаточного уровня наиболее незащищённых слоев населения, сгладить последствия санкций в конечном итоге тоже». Мне не понятно – каким образом суд будет сглаживать «последствия ещё недостаточного уровня наиболее незащищённых слоев населения»! Разве что – не раздражать народ «снисходительностью» к сильным мира сего…

Зорькин считает, что суд «многое вносит для стабилизации нашей общей системы в России и для того, чтобы люди находили правду на основе принципов, что это суд всё же праведный, скорый, правый и справедливый и так далее». Тут, кажется, он неудачно привёл цитату из фильма «Кавказская пленница»: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!». Получилось невольное и невыгодное сравнение с современной системой правосудия. Думаю, он понимает, что советский суд в свой общенародной основе был более праведным…

Лично я в стремлении судебной системы к правосудию не сомневаюсь, но «перешибить» классовую основу самой себя – ей не под силу. «Скорый и правый» суд в подавляющем большинстве случаев - только для простых людей… Примеры, думаю, излишни… Начать изменяться должна правящая элита. В недрах её сознания должна зародиться идея необходимости роста социальной справедливости, а уж она неизбежно отразиться на праведности судебной системы.

Зорькин предупреждает судебное сообщество, «что при всей привлекательности зарубежного не должно быть импортозамещения суда». С этим надо согласится, у каждой страны, цивилизации, своя история, - свой уровень культуры. Мы вынуждено вышли из европейских судебных систем, - оказалось, что ментально, цивилизационно Российское правосудие несовместимо с западным. В этой связи, мне кажется, что председатель КС невнятно рассуждал о моратории на смертную казнь. - Говорил не об отношении народа к это й мере возмездия, а о её формальной запутанности в законодательных «бумагах». В итоге «граждане Российской Федерации получили право не быть приговорёнными к смертной казни», заключает Зорькин. Призывая к недопустимости «импортозамещения суда», де-факто в духе западного неолиберализма «зло» осталось безнаказанным. Он считает, что «основой для возобновления смертной казни» может быть только новая Конституция РФ.

Осмелюсь высказаться… Разумеется, для нас не являются примером судебные системы европейских стран, устроенных совсем по-другому и ментально, и материально. Мне думается, смертная казнь должна быть в «исключительных случаях», ибо «исключительное зло» должно просто уничтожаться. И не надо заниматься неолиберальной морализацией, которая извращает суть справедливости судебной системы. Вспомним норвежца Андерса Брейвика, убившего 77 человек, половина из которых дети… Теперь он сидит в трёхкомнатной камере (квартире) и периодически ругается с властями по поводу комфорта.

Посетовал Зорькин, что решения судебной власти не уважают. «Мы не просители – мы одна из ветвей власти. И если суд не находит надлежащей защиты своих решений и не исполняет свои решения, наверное, тогда не может быть и правосудия. То есть если общество, все мы не защитим суд в этом смысле, то суд не защитит нас, наше общество», - заявил он.

Что конкретно он имел ввиду?.. Можно только предполагать, что решения «судебной власти» - слишком изменчивы и зависимы от влияния внешних «непреодолимых сил». По сути означает, что правосудие, как атрибут демократии, носит классовый, имущественный характер. В русском буржуазном обществе политическая культура правящего класса находится пока на недостаточном уровне. Нувориши ещё не насытились («не нажрались»), - у них мораль, справедливость, правосудие… - где-то внизу общественно-государственных приоритетов. Помните, пресловутую Мару Багдасарян, - мажорку, полгода «терроризировавшую» ГИБДД… И наше правосудие было постыдно бессильно. Уроки, конечно извлечены… иначе народ будет просто смеяться над правосудием, но его классовая сущность осталась прежней, и «косметикой» его не улучшить.

Мне представляется, что пока мы не дошли до «правосудия», хотя движение в нужном направлении есть. Но реально можно будет двигаться к «правосудию», только в общенародном, бесклассовом или в менее расслоённом по доходам обществе. Понимает ли это г-н Зорькин?.. Он осознаёт, что все проблемы «судебной власти» сводятся к проблеме «доверия к суду, к праву судов в широком смысле, к лояльности граждан вообще. И надо не забывать, что эта проблема сейчас, мне кажется, остро стоит в условиях конкуренции судебных систем, как и конкуренции правовых систем: какая страна – не только в международном, но и региональном плане, внутри себя – обеспечит более комфортные с точки зрения права защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту своего суверенитета, защиту интересов государства, общества, каждого человека», - говорит он. Тут опять у него: «телега впереди лошади», - конкурируют типы общества, государства, а судебная система – лишь отражает культуру общественных отношений.

Очевидно, многие из нас могут убеждённо, опираясь на материальную объективность поступков людей, сказать г-ну Зорькину, что неизбежно выиграет правовая система того общества, которое более всего отвечает представлениям людей о справедливости, равенстве и свободе. К сожалению, мы ещё не созрели для таких высоких отношений, но мы – в пути, - у нас всё получится!