Найти в Дзене
Московский летописец

Из истории ямальского ГУЛАГа на строительстве «мёртвой дороги»

Оглавление

«Я в воде не тону
И в огне не сгораю.
Три аршина в длину
И аршин в ширину —
Мера площади рая»

(Варлам Шаламов)

В Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) между городами Салехард и Надым сохранился длинный линейный объект. Его в народе называют «мертвая дорога».

Что это такое?

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Начнём с предыстории.

С конца XIX века в кругах сибирских предпринимателей обсуждалась идея транспортной связи севера Сибири с центром страны. Кроме замыслов освоения Северного морского пути, речь шла о необходимости строительства железной дороги от северных берегов Оби на запад.

До 1917 года предпринимались попытки изыскания трассы отсюда через Полярный Урал. Позднее, в советские годы, планы транспортной связи севера Сибири с европейской частью тоже обсуждались неоднократно.

Но до конкретных проектов дело не доходило...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Началась Великая Отечественная война. В ходе неё стало ясно, что нужна дорога, доходящая до самого Енисея и связывающая с европейской частью страны Норильский промышленный район. Этот район давал очень многие ископаемые, включая редкое сырье, необходимое для производства брони.

И в 1943–1944 годах начались изыскания будущей железнодорожной трассы по линии «Полярный Урал — река Енисей».

А в феврале 1947 года Совет министров СССР принял постановление о производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до этого порта. Предполагалось продлить железную дорогу на восток от станции Чум в Коми АССР до поселка Мыс Каменный на полуострове Ямал. Там и планировалось этот морской порт построить…

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

К концу 1948 года железная дорога была доведена до станции Лабытнанги на левом берегу Оби. Что же касается самого Ямала, то здесь строительство было остановлено. Выяснилось, что создание глубоководного порта у Мыса Каменного невозможно.

В 1949 году строительство продолжили от расположенного на правом берегу реки Оби Салехарда в сторону Игарки на Енисее и от Игарки на запад, в сторону Салехарда.

Таким образом, железная дорога должна была пересечь примерно на широте Северного полярного круга реки Обь, Надым, Пур, Таз и Енисей. Общая протяженность дороги должна составить около 1480 километров…

Карта дороги с указанием построенных участков. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/
Карта дороги с указанием построенных участков. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

Строилась дорога в основном силами заключённых.

Система лагерных пунктов, создаваемых по мере продвижения строительства, на западном участке (от Полярного Урала через Салехард и Надым до реки Пур) называлась Обским исправительно-трудовым лагерем и строительством № 501, а на восточном (от реки Пур до Игарки на Енисее) — Енисейским исправительно-трудовым лагерем и строительством № 503.

Количество подневольных участников стройки № 501 на западе вместе со стройкой № 503 на востоке трассы составило с учетом ротации, то есть периодической смены, где-то около 100 тысяч человек, может чуть больше или меньше. Вместе с вольнонаёмными и их семьями эта цифра была больше примерно на 15 тысяч...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Заключённые, составлявшие основную массу строителей магистрали, были осуждены по разным статьям. Больше всего было осужденных за кражу продовольствия. Объясняется послевоенным голодом 1946–1947 годов. Среди таких заключённых были не только мужчины, но и женщины, которые пытались спасти от голода своих детей. В итоге оказались в лагере.

Средний срок заключения этой категории невольников составлял три-пять лет, но мог достигать и десяти…

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Да, и значительную долю составляли осужденные по 58 статье, то есть за политические преступления. И этот массив зэков был очень пёстрым.

Среди политических были и рассказчики анекдотов про вождей, и те, кто во время войны оказался в плену, и те, кто с оружием в руках боролся с Советским государством на территориях Прибалтики или Западной Украины.

Среди заключённых было много и настоящих уголовников, «блатных», которые попали в лагерь за воровство, грабежи, убийства. «Блатные» отказывались работать. Трудовые нормы за них выполняли другие.

«Блатные» становились на 501-й стройке прямой или косвенной причиной около половины смертей, поскольку организовывали драки с летальным исходом, побеги и спланированные убийства...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Все эти разные по сути люди должны были валить и распиливать лес, строить железнодорожную насыпь, дома, мосты, очищать зимой путь от снега (это называлось «снегоборьба»), обустраивать автомобильные лежнёвки (дороги из настланных брёвен) через болота летом и зимой.

Заключённые ночевали в деревянных бараках или в землянках. В начале строительства жили в палатках, вокруг которых была ими же натянута колючая проволока. Стояли ими же построенные вышки для часовых...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Разумеется, жизнь заключённых проходила по строгому расписанию: подъём, завтрак, переход на место работы, работа, обед, опять работа, возвращение в зону, ужин и отбой.

Заключённые работали чаще всего по восемь часов в сутки. Один раз в неделю (как правило, но не всегда) был выходным. Летом, когда на Севере стоит полярный день, у части заключенных бывали ночные смены. Конечно, основной труд на строительстве был ручным...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Заключённым выдавалась одежда и обувь. Послевоенная одежда была низкого качества и быстро рвалась, потому что чаще всего была сшита из старых вещей, например, из поношенных военных гимнастёрок или бушлатов. В целом одевали заключённых (как, впрочем, и охранников) очень плохо. Зимой это приводило к обморожениям.

Особенно тяжело и опасно было во время пеших многокилометровых этапов, когда заключённых перегоняли на новые места работы...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Летом против укусов комаров и мошки применялись смазывания дёгтем. Его гнали из березовой коры. У части заключённых были самодельные накомарники, которые обычно делались из тёмных женских чулков. Чулки, как и некоторые другие вещи и продукты, заключённые могли покупать в специально организованных ларьках.

Тот факт, что государство на финальном этапе стройки начало платить заключённым зарплату, не означает, что все заключенные действительно её получали.

Очень часто заключённый расписывался в получении заработной платы, но не видел её, либо эту заработную плату у него отбирали «блатные» ...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Одежда, обувь и постельное белье назывались на языке того времени «вещевым довольствием».

Время от времени одни заключенные отбирали или воровали у других предметы одежды, обувь, шапки. Бывало, что одежда сгорала или терялась. Тот, у кого исчезало что-нибудь из вещей, считался промотавшим их. Существовал даже такой термин — «промот». Он официально употреблялся в документах. За промот заключённый отвечал в интервале от вычета из зарплаты до помещения в штрафной изолятор.

В бараках, землянках и палатках заключённые жили скученно. Нары были двухъярусными. Средняя обеспеченность жилплощадью была около 1,5 квадратного метра на человека.

Сегодня нам это трудно представить, даже технически. Но часто было так, что одни нары были на двоих и спали по очереди. В отдельных случаях бывало и гораздо меньше. «Жилплощадь» могла доходить до 1,3 метра на человека...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Были распространены вши, хотя каждую неделю заключённых водили в баню. Каждый жилой барак для заключённых представлял собой, как правило, здание из двух половин, так называемых секций. В каждой половине имелось по две печи, которые отапливались дровами.

В палатках также ставились переносные железные печи. Дрова в них прогорали очень быстро. Чтобы не замёрзнуть, нужно было несколько раз за ночь просыпаться и подбрасывать новые. Для этого назначались специальные дежурные. Подавляющее большинство лагерей в темное время суток освещалось электрическими лампами.

Но были и не до конца обустроенные лагеря без электрического освещения. Там применялись керосиновые лампы…

Фото с сайта traveltimes.ru
Фото с сайта traveltimes.ru

За здоровьем заключённых следили врачи и фельдшеры. На строящейся железной дороге при зонах имелись так называемые «оздоровительные пункты», где ослабленные заключённые отдыхали и было усиленное питание. По калорийности оно было, в принципе, таким же, как и в рабочей зоне, но несколько менялся сам рацион. В «оздоровительных пунктах» иногда появлялись молочные продукты…

Правительство хотело, чтобы эта железная дорога была построена очень быстро — за 6 лет. И на это средств не жалело.

В лагеря на строительство по всей стране отбирались, особенно с 1949 года, самые здоровые заключённые, прошедшие медицинскую комиссию. Хотя и это правило выполнялось не всегда.

Некоторая часть контингента представляла из себя инвалидов...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

В лагере было организовано неплохое с точки зрения калорийности по тем временам питание. Но это по тем временам…

Почти в каждом лагере в одном из специальных бараков пекли хлеб. Среди продуктов бывало и солёное мясо, из которого время от времени даже делали котлеты. Также бывали макароны, сахар, чай, крупы, осенью иногда свежие овощи.

Но в основном заключённые получали баланду, то есть что-то типа жидкой каши. Периодически случалось недоедание, но голода среди заключённых не было. В тех редких случаях, когда по нерасторопности снабженцев какой-нибудь лагерный пункт оказывался без хлеба, заключённые, бывало, даже отказывались выходить на работу...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Можно отметить такие детали.

Во-первых, заключённые питались не хуже, чем в это время основная часть граждан на воле.

Во-вторых, если исключить лагерную администрацию, то питание заключенных и охранников было почти одинаковым.

Практически одинаковыми были и условия ночёвок, условия жизни, условия быта заключённых и охранников. Более того, всё это касается и употребления спиртных напитков, которые зэки скрытно покупали или выменивали у тех же охранников. Зачастую и употребляли совместно.

Бытовали в лагерях и лёгкие наркотики, присылаемые заключённым среднеазиатского происхождения из дома. Разумеется, через подставных лиц …

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

В основном отношения между заключёнными и охранниками были спокойными, доверительными, хотя и не исключались зверства.

По воспоминаниям бывших заключённых, зверствами чаще всего отличались так называемые «самоохранники». Их администрация вербовала из числа тех, кто был осуждён не по политической статье. Среди согласившихся досиживать срок в качестве «самоохранника» часто оказывались люди с садистскими наклонностями. На 501-й и 503-й стройках «самоохрана» составляла до 40 % от числа всех вооружённых охранников. Такая была парадоксальная картина: заключённый отбывает срок, выполнял функцию охранника и был вооружён...

Смертность среди заключённых составляла менее 0,25 % в год от их общего числа. Это объясняется тем, что государство придавало стройке особое значение и было вынуждено особо бережно относиться к строителям…

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Заключённые-женщины обычно выполняли такую же работу, что и мужчины. Часть из них специально находила возможность забеременеть. Это было постоянной проблемой для администрации лагерей. Женщины рожали, потом ухаживали за своими детьми в специальных зонах.

Одна из таких зон располагалась в Салехарде, другая — в поселке Ермаково на левом берегу Енисея. Если эти женщины в силу строгости статей не могли быть амнистированы и отпущены с детьми, дети по достижении двухлетнего возраста передавались либо родственникам осужденных, либо, если таковых не оказалось, в детские дома…

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

За перевыполнение плановых заданий заключённым сокращали сроки заключения: один день засчитывали за два или даже за три дня.

Некоторые заключённые порой демонстративно отказывались от работы, нарушали установленный режим, устраивали драки. За такие нарушения их помещали на несколько дней в отдельно стоявший штрафной изолятор.

Помещённым в изолятор заключённым не давалось ничего, кроме воды и 400 граммов хлеба в день. Надо сказать, что, если заключенный находился не в штрафном изоляторе, а работал даже на самом лёгком труде, он получал минимум 600 граммов хлеба в день, а обычно «нормопайка» начиналась от 800 граммов...

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Периодически некоторые заключённые пытались сбежать из лагеря. Чаще бывали индивидуальные побеги или мелкогрупповые, но случались и крупные.

Об одном из таких, произошедших в 1948 году, писал Александр Исаевич Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» (том 3, глава 7).

Чаще всего это были настоящие уголовники. Они убивали охранников, а по пути бегства часто убивали и коренных жителей в их стойбищах, в том числе и детей, чтобы не оставалось свидетелей. Иногда жертвами уголовников становились десятки людей одновременно.

С другой стороны, тот, кто задержал беглого, доставил в лагерь его самого или его уши либо кисти рук, получал вознаграждение деньгами, мукой, винтовкой для охоты. Недонесение о виденном беглом зэке каралось тюремным сроком.

Так что у вольных людей, которые находились за пределами лагеря, манёвра не было. Либо ты арестовываешь заключённого, либо как минимум докладываешь о том, что его видел. Либо сам становишься заключённым…

Фото с сайта twitter.com
Фото с сайта twitter.com

Статистика, многочисленные отчеты о побегах хранят цифры о значительном количестве тех заключённых, которые убежали и не были задержаны. Но это совсем не означает, что все они благополучно добежали туда, куда планировали. Они могли утонуть, замёрзнуть. Достаточно часто бывали случаи, когда в небольшой группе заключённых кого-то просто-напросто съедали. То есть имело место настоящее людоедство…

В марте 1953 года, когда на протяжении около 800 километров отстроенной дороги уже ходили паровозы и стояли десятки пристанционных посёлков, Сталин умер.

Трансполярное строительство и возведение многих других крупных объектов в СССР в мае 1953 года было остановлено. Руководители страны после смерти вождя не сочли посильным и целесообразным их закончить.

Дорога осталась недостроенной…

Фото с сайта drive2.ru
Фото с сайта drive2.ru

Часть заключённых была отпущена на свободу по амнистии. Остальных отправили с территории 501-й и 503-й строек либо на обустройство Волго-Донского канала, либо на строительство Омского нефтеперегонного завода. Основная масса паровозов и вагонов была отогнана за станцию Лабытнанги, откуда и сегодня поезда ходят до Москвы. Почти все вольнонаёмные разъехались ...

Посёлок Харп ЯНАО на берегу реки Собь возник при строительстве Трансполярной магистрали. В Харпе, где был лагерь для заключённых, работавших над прокладкой железной дороги, позднее был преобразован в колонию особого режима «Полярная сова» для пожизненно осужденных...

«Полярная сова» (офиц. Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЯНАО») — исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных в посёлке Харп с участками исправительных колоний строгого и общего режимов. «Полярная сова» находится на Полярном Урале на берегу реки Собь.
«Полярная сова» (офиц. Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЯНАО») — исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных в посёлке Харп с участками исправительных колоний строгого и общего режимов. «Полярная сова» находится на Полярном Урале на берегу реки Собь.

В 1960–70-е годы руководство страны во главе с Брежневым, вопреки мнению многочисленных специалистов и Тюменского областного руководства, посчитало восстановление железнодорожной трассы нецелесообразным. В результате освоение нефтегазовых богатств ямальского севера, по мнению специалистов, прошло излишне затратно.

Но в итоге труд заключённых и вольнонаёмных, строивших Трансполярную магистраль, затраченные деньги, погибшие люди почти не принесли стране пользу…

Фото с сайта polzam.ru
Фото с сайта polzam.ru

Впрочем, полузаброшенный с 1953 по 1966 год посёлок при станции Надым со своими домами и общежитиями стал базой строительства города Надыма, центра крупнейшего газодобывающего региона.

Надым. Фото с  сайта novyefoto.ru
Надым. Фото с сайта novyefoto.ru

С недавнего времени было спланировано строительство так называемого Северного широтного хода (СШХ) протяжённостью 707 километров по маршруту «Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево». Эта дорога должна будет связать западную и восточную части ЯНАО, а Северную железную дорогу — со Свердловской.

И этот СШХ своим направлением и даже непосредственным расположением во многом повторяет ту линию, которая строилась при Сталине...

Схема Трансполярной ж/д магистрали и прилегающих железных дорог. Схема приблизительная, населённые пункты и другие географические объекты отмечены точно. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/
Схема Трансполярной ж/д магистрали и прилегающих железных дорог. Схема приблизительная, населённые пункты и другие географические объекты отмечены точно. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

Правда, совсем недавно, в ноябре 2022 года руководство правительства России заявило о приостановке реализации проекта Северного широтного хода …

Вот такая история «мертвой дороги»...

Если понравилась публикация - ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Полистайте и другие опубликованные статьи на канале. Может найдёте что-то интересное для себя?

Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).