Найти в Дзене
The Symbol

Феномен Джейн Биркин: как английская актриса смогла стать «эталонной парижанкой»

Оглавление

Памяти актрисы

   Джейн Биркин, 1969 годGetty images
Джейн Биркин, 1969 годGetty images

Сегодня на 76 году жизни скончалась Джейн Биркин. Именно ее образ лег в основу всех клише об «эталонных парижанках» — тех самых, что уже с утра просыпаются с идеально небрежной укладкой, носят рубашки бойфренда с безупречно сидящими джинсами и очень кинематографично курят. Редактор моды The Symbol Антон Гулевский пытается понять, в чем же состоит феномен Джейн Биркин — английской актрисы, которая сумела стать национальной гордостью Франции и прообразом той самой «истинной парижанки», которой все до сих пор стремятся подражать.

Муза

Начнем с очевидного: во многом восхождению Биркин к статусу суперзвезды во Франции помог ее громкий роман с Сержем Генсбуром. Сама она любит говорить, что их отношения были гораздо более «обычными», чем все думают, но мы-то знаем: это ложная скромность. Серж и Джейн были it-парой задолго до Дженнифер Энистон и Брэда Питта или Джей Ло и Бена Аффлека. За каждым их шагом следовали неутомимые папарацци, а их появление на публике буквально сводило окружающих с ума. Каждый раз они давали репортерам газет и просто сплетникам пищу для обсуждений: то Биркин выберет абсолютно прозрачное платье («Я не знала, что оно так просвечивает. Если бы знала, не стала бы надевать белье», — вспоминает актриса в интервью французскому Vogue), то они с Сержем запишут провокационный дуэт (культовую песню "Je t'aime… moi non plus" даже осудил за откровенность Папа Римский). И хотя Генсбур действительно многое сделал для своей музы, было бы ошибочно думать, что она не отвечала ему тем же. Биркин с ее безупречным вкусом как никто другой повлияла на его стиль. «Это все моя заслуга, он очень ко мне прислушивался», — вспоминает звезда. По ее словам, именно с ее подачи Серж отпустил небрежную щетину, начал носить украшения и... перестал надевать нижнее белье под джинсы («Я нахожу обнаженное тело под джинсами очень эротичным. И я сказала ему об этом»).

   C Сержем Генсбуром, 1970 годGetty images
C Сержем Генсбуром, 1970 годGetty images

Яркая индивидуальность

Еще одно качество, которое помогло Биркин быстро стать популярной во Франции — ее яркая индивидуальность. Она не была похожа ни на одну из популярных французских актрис — и это завораживало режиссеров и зрителей. В ней все было необычным, особенным: ее акцент («Французам я казалась забавной — во многом из-за моего акцента и ошибок в речи», — вспоминает Джейн). Ее по-детски наивный взгляд, ее бунтарское поведение, ее манера одеваться. Это сегодня мы знаем француженок как эталон выверенной небрежности и любительниц смелых решений — но в 60-е и 70-е все было иначе. «Француженки в то время были очень холеными и ухоженными. Конечно, была Франсуаза Арди в ее металлическом платье Paco Rabanne, но она носила его до колен. Мне же пришлось его укоротить, чтобы оно выглядело как длинная футболка», — говорит актриса. В общем, она была очень ярким явлением для Франции. И то, что ей станут массово подражать, оказалось лишь вопросом времени.

   Джейн Биркин, 1970 годLegion media
Джейн Биркин, 1970 годLegion media

Безупречный вкус

Разумеется, помог Джейн и ее отличный вкус. Несмотря на любовь к весьма смелым решениям, ее никогда не покидало чувство меры. Она всегда знала, когда нужно остановиться в своем эпатаже. И еще лучше помнила один из заветов Габриэль Шанель: «Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться». Что она и делала: к сорока годам сменила прозрачные платья и кокетливые мини на мужские рубашки agnès b, объемные брюки и кроссовки без шнурков, а длинные волосы с густой челкой — на короткую стрижку. «В какой-то момент нужно перестать носить женственные платья. Они старят. Это как с макияжем: нужно уметь вовремя перестать экспериментировать с накладными ресницами. Иначе ты начинаешь выглядеть пугающе», — говорит она. Пожалуй, именно в этом умении чувствовать дух времени и меняться в соответствии с ним и есть ее секрет. То самое "Je ne sais quoi" (франц. «Не знаю что такое» — прим. ред.), которое так легко уловить, но так тяжело передать словами.