Найти тему
Открытым текстом

Рассказываю о проблемах с речью у сына в 2,4 года. Первый визит к логопеду

Оглавление

Честно говоря, я до сих пор не могу понять, какие слова/звуки/слоги у детей считаются словами, а какие нет. Когда ребёнок уже заговорил, а когда его речь задерживается. Иными словами, где же эта невидимая грань?

Вот, например, наш случай

Первые слова у Сёмы появились в 1,9 года (мама, папа).

Сейчас, в 2,4 года, у него есть полноценные слова: мама, папа, баба, дядя, пока, да, биби, туту.

Также есть нечёткие слова: е-е (деда), дя-дя (дай-дай), на (нет).

А есть такие слова, значения которых другие люди могут и не понять. Он ими может называть абсолютно разные слова: мими (малина, мыло, пластилин, манишка), ноно (много, темно, нельзя), коко (курица, яйцо, масло, картошка), моко (молоко, морковка), кака (кроме очевидного, ещё красный и подъёмный кран).

А ещё немного звукоподражаний животных: му-му, ме-ме, бе-бе, пи-пи, га-га, ав-ав, ма (мяу).

Кроме того, Сёма повторяет за мной много слогов из чистоговорок по возрасту: мо, но, та, ну, ку, ки, ду, то, ва, до… Хотя такие слоги, как, например, са, за, ла, ля, ло, шу, ши, ха, ему ещё не поддаются.

Вот, кстати, у нас такие карточки. Сёма их очень любит. Рекомендую.
Помимо карточек, мы много читаем, играем в кукольный театр, пальчиковые игры, развиваем мелкую моторику, учим цвета и т.д.
Помимо карточек, мы много читаем, играем в кукольный театр, пальчиковые игры, развиваем мелкую моторику, учим цвета и т.д.

Разумеется, у сына есть ещё куча других «слов», значения которых поймут, пожалуй, только те дети, которые пока ещё тоже разговаривают на тарабарском :) Порой кажется, что в свой многоминутный монолог или песню собственного сочинения Сёма вкладывает больше смысла, чем мы в короткую фразу на русском… Только вот мы ничего не понимаем.

Недавно Сёма начал соединять свои какие-никакие словечки в простые фразы типа: «мама, дядя (дай-дай)», «папа, пока», «баба, да».

Вот, что говорят интернеты и ВОЗ:

Скриншот норм развития речи с сайта: logopediacentr.ru
Скриншот норм развития речи с сайта: logopediacentr.ru

Понятно, что все дети индивидуальны. Один ребёнок может заговорить в 2 года, а другой в 3, и оба случая будут считаться нормой. Но, судя по таблице, Сёме сейчас примерно годик :)

Первый визит к логопеду

После описания такого положения дел с речью сына уже несколько логопедов и неврологов мне сказали, что у нас так называемая условная норма и некритичная ситуация. Но меня она всё равно беспокоит и удручает. Мне кажется, что задержка есть и нужно заниматься. Я боюсь упустить время, когда ещё можно дать существенный толчок и успеть запрыгнуть в последний вагон (запустить речь до 3 лет). Поэтому я решила пойти на консультацию и пробное занятие к логопеду.

Нашла я её через Профи. Удобно, что она живёт в 5 минутах ходьбы в доме через дорогу.

Логопед сказала нам, что сейчас норма отсутствия речи у детей уже сдвигается аж до 4 лет, так как слишком уж много малышей с задержкой. Наверное, нужно было обрадоваться и спать спокойно, но я лишь с печалью удивилась. Ведь получается, что мы не с причинами проблемы боремся, а тупо обновляем и подстраиваем нормы под текущую ситуацию. Удобненько.

Потом Галина поинтересовалась у меня, понимает ли Сёма обращённую речь, нет ли проблем со здоровьем, питанием и сном, есть ли у него хроническая неуклюжесть, много ли Сёма двигается, жуёт ли твёрдую пищу и ещё несколько вопросов. По всем этим пунктам у нас всё в порядке. И поэтому логопед ещё раз подтвердила, что бить в колокола пока рано, раз нет сопутствующих проблем, но позаниматься никогда не помешает.

Как прошло само занятие

Занятие стоило 1500 рублей и длилось полчаса, за которые они с Сёмой успели сыграть в 5 игр. Я сидела в холле (чтобы Сёма на меня не отвлекался) и одним глазком наблюдала за процессом. В целом, занятия не были какими-то сверхъестественными. Они были направлены на изучение цветов, развитие мелкой моторики, сопровождались эмоционально окрашенными репликами логопеда и, конечно же, стимулировали малыша отвечать, просить и говорить. Также была одна пальчиковая игра.

Секретных методик нет. В интернете есть куча информации и примеров с занятиями. Я понимаю сам принцип. И могла бы заниматься дома сама.

Однако есть три НО:

  1. У логопеда чётко структурированные занятия, система. Было видно, что у Галины большой опыт работы с детьми. Она тут же нашла к Сёме подход, хотя обычно он не сразу доверяет чужим. Я уверена, что за эти полчаса я увидела лишь сотую от всех возможностей логопеда и что у неё в запасе есть ещё много разных игр для развития речи и шуток-прибауток для полного включения ребёнка.
  2. С мамой можно расслабиться, где-то не послушаться, поменять игру, побежать за кошкой, отвлечься на бабушку и т.д. и т.п. У логопеда минимум отвлекающих моментов.
  3. И последнее, но, пожалуй, самое важное — для эффективных занятий нужно самой быть полностью включённой в процесс, нужны силы, время и желание. А этого катастрофически не хватает. Хотя и дома мы играем в полезные игры, всё равно где-то филоним, где-то пропускаем, в общем, работаем в лайтовом режиме.

Вердикт

Заниматься, заниматься и ещё раз заниматься. Попробуем походить к логопеду с месяцок, посмотрим на прогресс.

Расскажите, сталкивались ли вы с проблемами с речью у ваших детей? Как решали?

Всем говорящих детей, и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк 👍

«Вам не нужен логопед…» Вторая консультация по речи сына
Открытым текстом25 января 2023