Балроги в мире Толкина - это падшие Майар. Духи с могущественными силами, которые могут создавать себе тела. Гэндальф говорит, что сбросил балрога с высоты и уничтожил его - но можно ли убить духа?
В "Кольце Моргота" (10 том "Истории Средиземья") говорится, что "только Валар и Майар - разумные существа, способные по желанию принимать формы". То есть Майар могут выбирать между существованием в виде духа и некой формой. Обычно она приближена к человеческой, но есть и исключения. Например, Саурон в схватке с псом Хуаном и Лютиэн последовательно перевоплощался в волка, змею и летучую мышь - вампира.
Смерть по замыслу Толкина может затронуть только тех существ, которые нуждаются в союзе тела и души. Отделение души от тела - это и есть смерть для эльфа, человека, гнома, хоббита и т.д. Исключение - эльфы (могут возвращаться из Залов Мандоса с новым телом) и особые случаи (Берен, человек, воскрес по особому разрешению Илуватара).
У Майар (и балрогов в том числе) изначально таких ограничений не было. После создания Арды они часто принимали физические формы, но могли в любой момент сбросить их по своему желанию. В "Сильмариллионе" есть очень показательное описание Ариен (Майа Солнца): "Слишком яркими были глаза Ариен, чтобы даже Эльдар могли смотреть на них. Покинув Валинор, она оставила форму и одеяния и стала как открытое пламя, ужасная во всей полноте своего великолепия".
В то же время Толкин проводит разницу между оставлением тела по собственной воле и его насильственным уничтожением. Во-первых, уничтожение проходит для Майар довольно болезненно, а во-вторых, заставляет потратить немало сил на восстановление. В одной из редакций схватки Хуана и Лютиэн с Сауроном упоминается, что "он сдался, чтобы его не изгнали из тела насильно, ведь это причиняет ужасную боль для таких духов" (5 том "Истории Средиземья").
В эссе "Осанвэ-квента", которое написано от лица эльфийского ученого Пенголода, Толкин более подробно раскрывает природу тел Валар и Майар: "они могут приближаться к состоянию "воплощения", особенно у меньших членов этого ордена (Майар). Если "дух" (один из тех, кто не воплощен во время творения) использует тело для достижения своих личных целей или (более того) для наслаждения телесными способностями, ему становится все труднее действовать без тела".
В "Сильмариллионе" это хорошо видно на примере Мелькора и его слуг. Мелькор стал привязанным к телесной форме "из-за великих зол, которые он совершил в этом теле". То же самое сказано и про некоторых из его величайших слуг: "они стали привязаны к формам своих злых деяний, и если эти тела были отняты или уничтожены, духи не могли ничего сделать, пока не восстанавливали подобие своих прежних форм".
Еще один пример - это маги. Правда, причины их привязанности к телам другие. В "Неоконченных сказаниях" говорится, что Валар с согласия Илуватара послали Майар, воплощенных в тела людей: "настоящие, не иллюзорные, а подверженные страху, боли, земной усталости и насильственной смерти, способные ощущать голод и жажду".
Вот несколько причин, благодаря которым формы Майар становились почти что телами, как у Воплощенных (людей или эльфов):
- облик используется в течение длительного времени;
- Майар сосредотачивается на телесных возможностях (есть, пить, рожать, как Мелиан, и т.д.);
- совершение злых деяний в этом облике;
- слияние с физическим миром (Мелькор рассеял большую часть своей мощи по всему Средиземью, в то время как Саурон сосредоточил основную силу в Кольце).
Это не означает, что все духи, которые делали что-то подобное, обязательно теряли способность менять обличья. Но со временем многие привязывались к своим телам и в этом состоянии становились уязвимыми. В случае с балрогами долгая служба Мелькору привела к тому, что они утратили способность менять свои ужасные тела.
"Мелькор развратил многих духов - некоторых великих, как Саурон, или менее великих, как Балроги... Они станут все более и более привязываться к земле, утратят способность вернуться в духовное состояние (даже в форму демона), пока не будут освобождены смертью (убийством), а их сила уменьшится. Когда их освободят, они будут прокляты - доведены до бессилия, бесконечно ослаблены: их ненависть не сможет причинить никому физический вред" (с) "Кольцо Моргота".
Поэтому балрога в том виде, в каком он существует на момент встречи с Гэндальфом, можно убить, разделив тело и дух. Балроги настолько привязались к своим формам, что такое разделение означает для них смерть. "Бесконечно ослабленные" Майар не смогут создать новые тела и останутся бессильными, хотя сам дух убить, конечно же, нельзя - но то же самое можно сказать и про людей, эльфов или гномов.
Гэндальф посылает Короля-Чародея Ангмара в "бездну небытия, которое ждет тебя и твоего Хозяина" (Саурона). Возможно, именно туда и отправляются духи падших Майар, которые не в силах создать новое тело после смерти.
Спасибо за внимание! Если понравилось, поддержите автора👍 :)