Может ли государство использовать труд воспитанников интернатов? В СССР на этот вопрос отвечали однозначно. В постсоветской России нашлись критики.
Я хочу рассказать о жизненном пути Народного учителя СССР Александра Александровича Католикова, которому после смерти поставили памятник в Сыктывкаре и которого называют «защитником сирот». А трехлетние его воспитанники, увидев его кричали: «Мама пришел!».
Получив педагогическое образование в 1966 году, в 1967 его назначили директором Дворца пионеров и школьников в столице республики Коми, Сыктывкаре.
В 1973 году он возглавил городскую школу-интернат №1.
«Когда 18 июля 1973 года Александр Александрович пришел первый раз на работу, ситуация в детском доме была воистину ужасна и напоминала фильм-катастрофу. В здании не было ни одной целой двери, не говоря уже об исправно работающем водопроводе или канализации. Половина детей болели менингитом, другая – дизентерией», - пишет «Учительская газета» в материале, посвященному 80-летию со дня рождения Католикова.
Подход Макаренко к педагогике сделал свое дело. В ремонт здания были посильно вовлечены воспитанники. Затем они, под руководством Католикова восстановили и развили летнюю дачу в селе Межадор (70 км от Сыктывкара). Причем, развили до такой степени, что впоследствии агрохозйство «Межадорское» в 90-е в прямом смысле кормило воспитанников школы-интерната. Они сами выращивали для себя овощи и заготавливали мясо.
«В итоге она превратилась в детское царство: прекрасные здания, оранжереи, бассейн. Все строилось по семейному типу: каждый класс проживал в отдельном отсеке – квартире, где личные комнаты на два-три воспитанника, общая игровая, гостиная».
При этом, за труд воспитанникам платили деньги, которые те могли тратить на свое усмотрение. «Чтобы дети не выросли потребителями и транжирами, очень нужно им знать цену вещам», - считал Католиков. Его коллеги очень много хороших слов про него говорили, повторять не буду. Отмечу лишь одно: он относился к вопитанникам, не как директор интерната, а практически, как отец.
С 1993 года на детище Католикова начались нападки. С одной стороны, было много крику про эксплуатацию несовершеннолетних, а с другой – власти называли агрохозяйство нерентабельным. В 1996 году Католиков скончался.
В 2012 году власти ликвидировали агрохозяйство, школу-интернат закрыли, как аварийное здание, а землю агрохозяйства пустили с молотка фермерам.
Выводы… Для меня они очевидны. Результаты труда Католикова и деятельности его критиков говорят сами за себя.