ЛЕГЕНДА О КРОВАВОМ КОМИССАРЕ. Часть 1
Июль 1918-го. Ярославль
"Стой, тыыы!" — Стёпина пятерня крепко впилась в ворот мужика. От того, что вчера ещё было стеной особняка Салыкова, отскочил кусок кирпича размером с драник. "Щелк" — плоский, острый как раковина моллюска, скол резанул высокий ворот комиссарской шинели. "Пара сантиметров выше — и прощай ухо" — подумал Стёпа, оттаскивая за угол башни нелепого детину.
"Куда ты под пули? Дурак!? Видишь, прицельно бьёт, стерва!" — едва пригнувшись, он ощутил макушкой резкое дуновение, шее стало тепло и сыро.
"Ух, так, какая цапина, барин, шапку мою, так, возьмите!" — затараторил горожанин и с потной своей головы суетно сгреб в кулак картуз. "Давай. Как зовут и чего под пули?" — выдохнул Стёпа и кривясь натянул кепку на саднившее темя. "Так, Яков Ильич я, так, с Рождественской, утягиваюсь от бомбежки," — тараторил мужик: "жену с пасынком в Николе Рубленом оставил, так, сам уже не влез. Там как сельди в бочке, так, — бабы да дети. Пушек-то тут нет, так. Вот, думал, так, в Знаменке бог схоронит." Ладонь в спину подтолкнула Якова Ильича к воротам Знаменской башни: "Иди, стрелять не буду."
В арке башни у пулемёта, прислонившись к стене, кого-то ждал лохматый красноармеец.
— "Никита Фомич?"
— "Я!"
— "По картузу-то мог и не признать, Степан Николаевич. Вот, фуражка ваша, смотрите, как звезду смяло, может, он и есть, Бог-то? Стрелок у них зоркий, меткий, 20 ребят успел положить."
За густой бородой и бровями Фомича был различим только большой, бугорчатый как котлета нос, а рта и глаз вовсе не видно.
"Последние патроны отстреливают," — произнесла борода, чистым, почти мальчишеским голосом, — "кажись, можно кончать с ними, товарищ комиссар."
Вячеслав Волков «Городские легенды»
"Злобный карлик" в Театральном институте, "кровавый комиссар" в Драмтеатре, "призрак гувернантки" на Главпочтамте, "призрак смотрителя" в Петропавловском парке, и "призрак сироты" на улице Кирова… Около 20-ти мистических историй я насчитал и понял — с фантазией у жителей города и краеведов Ярославля все в порядке (у меня не хуже))).
Про «карету Бирона» и о полтергейсте в «Доме с аркой» на Красной площади я рассказал. Сегодня доберемся до «комиссара» и «сироты» на Кирова, и до "призрака социализма" в подворотне бывшей Рождественской))).
Не самый короткий, но самый интересный путь к улице Кирова от Стрелки лежит через Которосльную набережную.
Оставляем за спиной Успенский собор и прогуливаемся по променаду вдоль парка на Даманском острове.
Почему остров Даманский? Может кто знает?
Вроде раньше здесь огороды были, потом пляж? Напишите в комментариях, пожалуйста!)
ЕДИНСТВЕННАЯ ВЫЖИВШАЯ
Если вы хотели увидеть работу ярославских зодчих в первозданном виде, то потратьте несколько минут на созерцание церкви Николая Чудотворца.
Впереди уже видны стены Спасо-Ярославского монастыря.
А эта любопытная галка, кстати, снялась в эпизоде программы «Сделано в России», ради съёмок которой я и приехал в Ярославль))).
И чем ближе к монастырю, тем теснее деревьям в парке, и тем гуще суп из историй, кипящих в котле городских летописей и легенд.
СОБОР АРХИСТРАТИГА
В паре шагов от поворота на Первомайскую улицу - церковь Михаила Архангела.
Интересно, что этот Храм задумывался как дворцовая церковь, именно в него, за сотни лет до нас, ходили на исповедь и за благословением великие князья.
В 17 веке изначальный деревянный храм снесли и заново отстроили из кирпича.
СПАСО-ЯРОСЛАВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Ну а монастырь рядом – одна большая легенда.
Кстати, монастырь тоже был заложен великим князем Константином Добрым в 1216 году.
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь собрал одну из самых богатых библиотек средневековой литературы в стране.
Отсюда Минин и Пожарский повели ополчение освобождать Москву от польско-литовской оккупации.
МЛАДШИЙ ЕЛИСЕЕВСКИЙ
Дойдя до Богоявленской площади по Первомайской улице, мой вам совет, сверните на улицу Нахимсона.
Здесь располагается младший брат большой семьи Елисеевских магазинов, разбросанных по мегаполисам Европы и России.
Здание гастронома №1 в Ярославле – новодел 2013 года. Построено в память о династии ярославцев Елисеевых.
ПИВНАЯ "АФОНЯ"
Ну а теперь, ныряем в арку у дальней от нас стены псевдо-Елисеевского магазина и попадаем в самую знаменитую подворотню города.
Именно здесь приютился "тот самый" пивной бар «Афоня».
И, если вы соскучились по атмосфере совдеповской пивной - вам сюда.
Здесь все как тогда. Холодное пиво с воблой успокоят зуд в душе и желудке ностальгирующего по СССР туриста, а я пойду в кафе, мне еще работать)))).
Возвращаемся на Первомайскую и гуляем по ней мимо Театрального института, в котором обитает «призрак карлика».
Проходим вдоль Гостиного двора построенного по проекту архитектора Панькова (я рассказывал о нем в истории про «Губернаторский дом»).
А ВОТ И КИРОВА(улица)
Но, у дома №12, в том месте, где в Кирова врезается переулок Депутатский, время от времени прохожие видят просящего милостыню мальчика.
ЛЕГЕНДА О ПРИЗРАКЕ СИРОТКИ
Дело было в 19 веке. Ярославский меценат и благотворитель, купец Пётр Алексеевич Ерыкалов славился своей набожностью и щедростью. Не раз, прогуливаясь по брусчатке вдоль роскошного своего особняка, он замечал чумазого мальчишку лет пяти, просящего у прохожих копеечку. Разговор с малолетним побирушкой, история о тяжелой болезни и смерти его родителей расстрогали Ерыкалова. Бездетный миллионщик приютил ребенка, нанял гувернантку и решил растить мальчишку как сына. Но управляющий купеческим хозяйством был не рад появлению приемыша, а его сын стал жестоко издеваться над сиротой. Всего лишь раз гувернантка застала мальчика плачущим и тот рассказал ей о побоях. Самое страшное произошло, когда Пётр Алексеевич был в отъезде по делам купеческим, а гувернантка ушла на рынок. Управляющий с сыном забили сироту до смерти, спрятали его тело в мешок, бросили в Волгу, а гувернантке сказали: «Убёг голодранец». На поиски мальчика купец поднял всю городскую полицию, но ни ребенка, ни тела его городовые так и не нашли. Вскоре поле этого случая Ерыкалов скончался от паралича сердца, а после смерти купца у особняка стали замечать чумазого побирушку, просящего у прохожих копеечку.
Вячеслав Волков "Городские легенды"
В паре сотен метров от башни, на Театральной площади нас ждет еще пара историй.
ПЕРВЫЙ В РОССИИ ДРАМТЕАТР
Архитектор и резчик по дереву, живописец и скульптор, музыкант, писатель, актер и режиссер, инженер-конструктор и декоратор, дизайнер - во всем этом Федор был талантлив, замечен и признан при дворе его императорского величества.
Именно Волкова считают основателем актерской профессии в России и создателем первого национального общедоступного профессионального театра.
Актерский, писательский и режиссерский таланты юного дарования были замечены в Санкт-Петербурге, и Фёдор покинул город и вместе с труппой.
Настоящий театр в Ярославль вернулся лишь через 70 лет после премьеры на сцене сарая.
Губернаторский архитектор Пётр Паньков спроектировал и построил на собственные деньги первое полноценное здание городского театра. Театр вырос на месте той самой стены, которая примыкала Знаменской Башне.
С ростом аудитории театр разрастался и перестраивался.
В 1911-м родился знакомый всем архитектурный шедевр в центре Ярославля. А всего через 7 лет здание стало эпицентром совсем уже не театральной трагедии.
ЛЕГЕНДА О КРОВАВОМ КОМИССАРЕ
Этой истории уже больше ста лет.
В июле 1918-го, в результате контрреволюционного мятежа и вооруженной осады Ярославля, погибли тысячи мирных жителей и ополченцев. О жестокости и беспощадности красноармейцев, подавлявших бунт, ходят легенды.
И это одна из них:
Ярославль. Наши дни.
В июльских густых сумерках, ближе к полуночи в районе театральной площади появляется на пару часов и исчезает темная фигура. Ее замечали то у служебного входа в драмтеатр, то в центре Волковской площади, то у Знаменской башни. Стройный мужской силуэт в пальто стоит тихо, в кулаке правой руки за спиной сжимает рукоять пистолета (кто-то говорит маузер, кто-то револьвер). Мужчина склоняет голову так низко, что подбородок упирается в грудь, а надвинутый на глаза козырек фуражки не дает разглядеть лицо. Раз в пару лет кто-нибудь из туристов, заметив оружие, возьмет да вызовет наряд. Конечно, каждый из очевидцев привносит свое в описание странной фигуры, но местные склоняются к одной единственной версии — это комиссар красноармеец, тот самый, обманувший и расстрелявший сдавшихся в плен мятежников. Театр Волкова был последней точкой сопротивления белой гвардии. В результате переговоров из здания вышли и сдались около сотни мучин, были и женщины. Большую часть комиссар расстрелял лично на Театральной площади. Не сдержал обещания. Что ищет здесь призрак, кого или чего ждет? Прощения? А может застыл в ожидании кого-то, того самого,единственного, которого боялся потерять в череде выходящих из театра контрреволюционеров. Но так же вожможно, что у призрака нет и небыло имени вовсе. Возможно, этот сгусток темной энергии - отголосок коллективной вины за одно из самых кровавых преступлений времен гражданской войны.
Вячеслав Волков "Городские легенды"
На этой задушевной ноте)))) я возвращаюсь на съемочную площадку, на закуску поделюсь еще парой фотографий))), но моя «Большая прогулка» по Ярославлю завершена. Ваша прогулка, очень надеюсь, только начинается! Не сидите дома, отправляйтесь в путешествие!
Всегда ваш, Вячеслав Волков