2,7K подписчиков

Всё про ремонт по ОСАГО в 2023 году

4K прочитали
На просторах интернетов можно найти сколько угодно разрозненной информации о том, как правильно потребовать от страховой компании отремонтировать автомобиль после ДТП.

На просторах интернетов можно найти сколько угодно разрозненной информации о том, как правильно потребовать от страховой компании отремонтировать автомобиль после ДТП.

Всё основное указано, конечно же, в Законе об ОСАГО и Правилах ОСАГО. Плюс к тому, Верховный Суд в ноябре 2022 года дал новые разъяснения относительно применения закона и правил.

Одно "но": в законодательных актах и даже в разъяснениях высокого Суда всё написано сухим юридическим языком, и иной раз разобраться в интересующем вопросе совсем не просто.

Поэтому я решил обобщить всю информацию о том, как вести себя со страховой компанией, когда хочешь отремонтировать свой автомобиль по ОСАГО, как не дать себя обмануть и как защищаться, если обман всё же случился.

Всё это изложу понятным человеческим языком, с примерами из личной практики.

Эту статью я регулярно буду проверять на соответствие действующим законам, в течение всего 2023 года она будет актуальна. Поэтому можешь сохранить её себе, мало ли, пригодится:

На просторах интернетов можно найти сколько угодно разрозненной информации о том, как правильно потребовать от страховой компании отремонтировать автомобиль после ДТП.-2

Кого могут направить на ремонт, а кого нет?

На первичной консультации меня обычно спрашивают обратное, то есть, интересуются, как получить выплату вместо ремонта, например:

Я навёл справки и говорят, что на этой СТО-шке, куда страховая направляет ремонтироваться, делают всё через ... [из рук вон плохо]. Как можно заставить страховую заплатить деньги вместо ремонта?

или спрашивают про альтернативный вариант:

А могу я предложить свою СТО, чтобы меня страховая в неё направила? Ну не хочу я ехать в шарашкину контору на ремонт!

или вот:

Да у меня гарантия на автомобиль от дилера, машине два с половиной года, а к дилеру на ремонт не направляют, шлют на свою СТО. Че делать?

Давай разбираться.

Первое, что запомним: если в результате ДТП поврежден твой легковой автомобиль, то право выбора, оформить направление на ремонт или денежную выплату, принадлежит, увы, не тебе, а страховой. Конечно, ты можешь просить выплату вместо ремонта, это не запрещается, но такой вариант возможен, если он будет для страховой более выгодным. Иными словами: если он обойдётся дешевле, нежели ремонт.

Другое дело, если пострадала не легковушка, а, например, мотоцикл или грузовой автомобиль - в этом случае право выбора (ремонт или деньги) принадлежит тебе.

Второе: страховая компания может направлять автомобиль на ремонт только на те станции (СТО), с которыми у неё есть договоры. Если ни одна из таких СТО не находится в пределах 50 километров от места твоего жительства или от места ДТП, ты имеешь полное право отказаться от ремонта и потребовать выплату деньгами. Правда, страховая компания может предложить увезти твой автомобиль в СТО (и, после ремонта, обратно) на эвакуаторе, но, честно говоря, с такими случаями благородства я не сталкивался.

Третье: если с года выпуска твоего автомобиля на день ДТП прошло меньше двух лет, то страховая компания обязана ремонтировать твой авто на СТО дилера. И нигде более! В ситуации, когда авто старше двух лет, но на него действует гарантия дилера, ты можешь потребовать денежную выплату (с учетом износа заменяемых деталей), если страховая отказывает в ремонте у дилера.

Четвёртое: если страховая компания понимает, что на "своих" СТО она не уложится в сроки ремонта (30 рабочих дней) или не соблюдаются "правила" 50 километров и (или) обязательного ремонта у дилера, то она всё равно может предложить тебе ремонт на одной из её СТО. При твоём отказе от такого предложения должна последовать денежная выплата.

Наконец, да, ты действительно имеешь право предложить страховой компании оплатить ремонт на выбранной тобой самим СТО. Это нужно сделать в самом начале процедуры, когда только подаешь заявление на возмещение:

...в этом случае потерпевший в заявлении указывает полное наименование выбранной СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт

Как оформляется заявление, я ещё напишу ниже. Правда, далеко не факт, что твоё предложение будет принято.

Когда направление на ремонт не может быть выдано

Направление на ремонт выдаётся с твоего согласия, если пострадал не легковой автомобиль, а, например, мотоцикл или грузовой автомобиль - это мы уже запомнили.

Но есть и другие исключения.

Например, если наступила так называемая полная гибель транспортного средства. Если простыми словами - это ситуация, когда ремонт автомобиля либо невозможен, либо невыгоден потому, что стоимость ремонта превышает стоимость самого автомобиля. В такой ситуации считается стоимость годных остатков, то есть тех запчастей, которые еще могут использоваться. Стоимость годных вычитается из расчётной рыночной стоимости тачки и получившаяся сумма выплачивается потерпевшему.

Или если потерпевшему причинен средний или тяжкий вред здоровью. В таком случае он имеет право (сам или через представителя) указать в заявлении, что хочет денежную выплату, а не ремонт. Если потерпевший погиб, то направление авто на ремонт исключается.

В ситуациях, когда стоимость ремонта больше 400 тысяч рублей (а по оформленному по "еврику" - 100 тысяч), страховая может попросить от тебя доплату за ремонт. Если ты не согласен доплачивать - получишь максимальную выплату.

Еще ситуация с доплатой возможна при обоюдной вине участников ДТП. Её я подробно рассмотрел в отдельной публикации.

Остальные исключения касаются ситуаций, когда ты и страховая компания так или иначе договорились о денежной выплате и заключили письменное соглашение об этом.

Имей в виду: страховая компания не предложит тебе подписать соглашение просто так. Это чаще чем всегда означает, что тебя хотят обмануть. Об этом я уже написал специальную статью.

Я понял, что меня ждёт при обращении в страховую компанию. Как правильно написать заявление?

Это очень важная стадия, я крайне рекомендую прочесть про неё.

После оформления происшествия следует обратиться в страховую компанию с заявлением на выплату. При его написании (заполнении) обрати внимание на его пункт о том, в какой форме ты хочешь получить возмещение (ремонтом или деньгами).

Если в твоей ситуации нет или не предвидится исключений, при которых выдача направления на ремонт невозможна (то есть тех, о которых написано выше), а денежную выплату ты не хочешь, то не следует проставлять галочку (крестик или иную отметку) в пункте, в котором говорится о согласии на получение страховой выплаты наличными или по реквизитам:

Хочешь направление на ремонт? Такие пункты и строчки оставь пустыми
Хочешь направление на ремонт? Такие пункты и строчки оставь пустыми

Указывать в заявлении свои банковские реквизиты или сдавать их в страховую компанию при нежелании получить деньги тоже не следует! И не лишним будет попросить себе копию оформленного тобой заявления.

Направление на ремонт получено. Как сдать автомобиль в СТО?

На этой стадии возникает много вопросов, касающихся начала срока ремонта. Как ты уже знаешь, ремонт должен быть выполнен не позднее 30 рабочих дней после постановки автомобиля на ремонт на СТО.

На практике СТО не торопятся забрать у тебя автомобиль, и начинают кормить тебя завтраками: нет запчастей, нет мест на СТО, мастер заболел и тэдэ.

И страховые, и СТО прекрасно понимают: просрочка ремонта грозит им неустойкой, поэтому заинтересованы принять авто в ремонт только когда нет никаких препятствий для ремонта.

Но тебя не должно волновать наличие этих препятствий: если направление на ремонт выдано, автомобиль должен быть принят и отремонтирован в течение 30 рабочих дней.

Если ты понимаешь, что представители СТО компостируют тебе мозг, ссылаясь на невозможность взять авто на ремонт, можешь вручить им заявление или направить телеграмму примерно следующего содержания:

Страховой компанией "Рога и копыта" мне 15 декабря 2022 года выдано направление на ремонт транспортного средства ЛАДА ВЕСТА государственный регистрационный знак ... Требую в течение двух рабочих дней принять указанное транспортное средство для осуществления ремонта. В случае отказа - письменно уведомить меня об этом. ФИО, телефон...

Если подаешь такое заявление - сделай себе его копию, на котором потребуй проставить отметку о получении. С телеграммой попроще: можно заказать её копию, если потребуется.

Моя личная практика показывает, что это действенный способ заставить СТО шевелиться: она либо поставит авто в ремонт, либо мотивированно откажет в этом:

На просторах интернетов можно найти сколько угодно разрозненной информации о том, как правильно потребовать от страховой компании отремонтировать автомобиль после ДТП.-4

Не нужно бояться такого отказа - он означает, что либо страховая урегулирует его выдачей нового направления (устранив препятствия для ремонта), либо выплатит деньги (что не так просто при твоём отказе от них).

А если есть скрытые повреждения?

В ситуации, когда относящиеся к ДТП скрытые повреждения не были выявлены при осмотре, который проводила страховая, нужно при сдаче автомобиля заявить о таких повреждениях на СТО. Крайне желательно сделать это письменно.

Представители СТО должны наличие скрытых повреждений оформить документом (например, актом осмотра), согласовать их наличие с тобой и со страховой.

Имей в виду: выявление других, относящихся к ДТП повреждений, может повлиять на сроки ремонта. Когда оплату работ по устранению скрытых повреждений согласует страховая, тебе может быть предложено подписать соглашение об увеличении сроков ремонта. Не забудь взять себе копию такого соглашения.

Получение отремонтированного автомобиля

Многие автомобилисты жалуются на качество ремонта, проводимого СТО по направлению страховых компаний. Мизерная часть таких автомобилистов борется за устранение недостатков ремонта.

Важно понимать, что всю ответственность за качество ремонта несёт в первую очередь страховая компания, выдавшая направление на ремонт. А потому все претензии предъявляются ей.

Но при получении отремонтированного автомобиля представители СТО в любом случае предложат тебе подписать некоторые документы. И здесь нужно обратить внимание на следующее.

Как правило, в акте выполненных работ или аналогичном документе сервисмен предложит тебе написать:

Автомобиль из ремонта получил, претензий по срокам и качеству ремонта не имею
На просторах интернетов можно найти сколько угодно разрозненной информации о том, как правильно потребовать от страховой компании отремонтировать автомобиль после ДТП.-5

Ты не обязан писать это в акте! Я рекомендую писать следующее:

При приемке транспортного средства видимых недостатков восстановительного ремонта не обнаружено

Представители СТО не имеют права заставлять тебя заполнять акт под диктовку! Равно как и не могут препятствовать осмотру автомобиля специалистом, если ты его пригласишь.

Помни: если очевидных недостатков ремонта не видно невооружённым глазом, это совсем не означает, что их не может быть вовсе.

Претензии по качеству ремонта автомобиля

Законом об ОСАГО определены гарантийные сроки:

Минимальный гарантийный срок на работы по ремонту автомобиля составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев

Недостатки ремонта могут быть выявлены как при приёмке автомобиля, так и в течение гарантийных сроков.

Если они выявлены при приёмке - на них нужно указать в акте приёма-передачи автомобиля (или каком-то другом документе, который принесут на подпись). Если выявил их после получения автомобиля, то тогда нужно оформлять претензию (иначе называется заявление потребителя финансовой услуги).

На претензии подробно останавливаться не буду, потому что это тема для отдельной публикации. Скажу лишь, что после её получения страховая компания должна организовать осмотр отремонтированного автомобиля.

В результате такого осмотра обязательно должен быть составлен документ (акт осмотра) и в нём должно быть указано, выявлены ли недостатки ремонта. При их выявлении ещё должно быть указано, могут ли эти недостатки быть устранены повторным ремонтом. Если возникает спор, например, когда страховая не признаёт недостатки ремонта, требуй независимой экспертизы! Копия акта осмотра должна быть тебе выдана.

При подтверждении недостатков ремонта страховая обязана выдать повторное направление на ремонт. Как вариант, страховая может предложить подписать соглашение о замене направления на повторный ремонт деньгами. Что выгоднее - решать тебе.

Заключение

По моим наблюдениям, абсолютное большинство автовладельцев не только не знают своих прав, но и не в курсе, где и как получить информацию о том, какие права у них есть. Нужные нормы в сфере ОСАГО настолько сложно сформулированы и так лихо размазаны по актам законодательства и разъяснениям, что разобраться в них без помощи юриста иногда просто нереально.

Тем не менее, замечаю и положительную тенденцию. Так, например, судебная практика пошла по пути удовлетворения исков автомобилистов, недовольных качеством ремонта или попросту обманутых страховщиками и подконтрольными ими СТО: в случаях, когда последние не признают недостатки ремонта или отказываются производить ремонт, когда он обязателен по закону, суды взыскивают в пользу автовладельцев стоимость устранения недостатков ремонта или ремонта в целом. Причем взыскивается стоимость ремонта по рыночным ценам (без учёта износа комплектующих изделий). Значит, бороться нужно!

В этой публикации я постарался максимально полно описать основные положения закона и правил, которые тебе можно и нужно использовать в своих интересах. Надеюсь, у меня это получилось.

Если тебе требуется моя консультация - контакты найдёшь в описании моего профиля.

Я и дальше буду разбирать нюансы законов для водителей, поэтому не забудь подписаться.

Ставь палец вверх и до скорого