Найти тему

Какая польза от стыда?

Стыд - понятие социальное. Благодаря чувству стыда мы ведем себя "прилично". На этом создано общество, системы, принципы, иерархия и т.д. Мы знаем, в каких рамках должны быть, как проявляться, чтобы быть принятыми другими людьми, чтобы оставаться с ними в отношениях и получать защиту и поддержку.

Мы не выходим на улицу голыми, здороваемся, выполняем правила приличия. В кино, театре, например, отключаем мобильный телефон. Поздравляем близких людей с праздниками, справляемся о здоровье и соблюдаем другие формы приличия и ритуалы. Соблюдать это нам во многом помогает именно чувства стыда, которое основывается на переживании некоторой собственной "хорошести" и уместности в обществе.

Стыд отличает нас от животных и делает людьми. Стыд актуален, если мы живем в обществе. Если мы одни на необитаемом острове – вопрос стыда будет мало нас беспокоить.

Прежде всего, стыд обеспечивает остановку. Представьте, как работают тормозные колодки в автомобиле. Колеса крутятся, крутятся и тут что-то механически начинает их тормозить, некоторое статическое приспособление, постепенно давящее на колесо и заставляющее сбрасывать скорость, проще говоря – мешающее ему крутиться.

Примерно так работает чувство стыда в организме человека – оно останавливает активность, вызывая некоторое онемение, напряжение мышц – блокирующее движение вперед, возбуждение и агрессию.

Стыд как бы сообщает нам, что есть какие-то полезные, хорошие действия и формы жизни среди людей, а есть – не полезные, неценные, "плохие".

Именно благодаря чувству стыда мы ведем себя "прилично". Мы можем создать общество, границы, системы, принципы, иерархию и т.д. Мы знаем, в каких рамках должны быть, как проявляться, чтобы быть принятыми другими людьми, чтобы оставаться с ними в отношениях и получать защиту и поддержку.

Все, что описано выше касается э регуляторного, то есть здорового чувства стыда человека.

Нездоровый или токсический стыд

Когда мы растем, как и за что стыдиться мы узнаем, прежде всего, от родителей. Где та "мера" стыда, которая поможет остаться в обществе людей, при этом не помешает жить и удовлетворять свои потребности.

Однако часто со стыдом бывают сильные перекосы и родители приучают своих детей стыдиться гораздо больше, чем нужно.

Виды стыда

Конфлюэнтный. 

Конфлюэнция – это слияние. Есть такие семьи, где все построено на слиянии. То есть, чтобы выжить вместе, мы должны быть одинаковыми – одинаково себя вести, думать, обустраивать жизнь, одинаково хотеть и чувствовать. Если кто-то "выбивается" из общей массы – это тревожный знак, ведь система может развалиться. Примером такой конфлюэнтной семьи является советское общество, где люди получали одинаковые зарплаты, ходили в одинаковой одежде и даже одни и те же ключи подходили к разным квартирам (это изобразил Эльдар Рязанов в своём популярном фильме про новый год "Ирония судьбы или с лёгким паром").

В конфлюэнтных семьях развивается конфлюэнтный стыд – то есть стыд быть собой, выделяться, чем-то отличаться от своего рода. Помимо того, что мы все похожи друг на друга, мы еще и очень разные. У нас могут быть совсем разные потребности в разные моменты времени. Конфлюэнтный стыд не дает нам почувствовать свою автономию, нам нужно быть такими, как другие, чтобы не быть отвергнутыми ими. Иначе – мы будем переживать мучительное чувство ужаса от собственной неуместности и страх отвержения.

Интроективный стыд. 

Интроективный стыд более локален. Он связан с некоторыми стереотипами, правилами, установками (интроектами), которым нас научили. Собственно, эти установки хорошо выявляются под словами "нельзя" и "надо", которое часто любят говорить мамы и папы. "Нельзя говорить плохие слова", "нельзя кричать на маму", "нельзя шуметь", "надо быть послушным, тихим", "надо слушаться маму", "надо хорошо себя вести" и т.д. Интроективный стыд всегда привязан к предметам, событиям, обстоятельствам. Его можно перестать чувствовать, изменив форму поведения – то есть, перестав как-то себя "плохо" вести или начав что-то делать "хорошо" соответствовать (интроекту). Перестал, к примеру, кричать на маму – все, молодец, от стыда избавился!

Проективный стыд. 

Этот вид стыда связан не столько со смысловой нагрузкой, сколько с его носителями. К примеру, встречаем мы кого-то, и нам кажется, что именно этот человек точно будет нас за что-то осуждать. Мы присваиваем ситуации, этому человеку свои представления о том, как будут разворачиваться события.

Мы этого, конечно, наверняка не знаем, но чувство стыда испытываем. Как два подростка, которые закрылись в комнате и целуются, могут фантазировать и боятся, что "кто-то" зайдет и будет их стыдить, останавливать, осуждать. Только то, что есть внутри нас мы можем видеть во внешнем мире. Если мы откуда-то знаем (интроективный стыд), что целоваться в комнате нельзя, то мы будем проецировать это знание на тех, кто может зайти и увидеть. И конечно, переживать при этом некоторую остановленность – замирание в теле, сбой в дыхании.

Ретрофлексивный стыд. 

От слова ретрофлексия – "поворот на себя" то есть обращение выданной организмом энергии назад, в себя. В принципе, любой вид стыда можно назвать ретрофлексивным, поскольку этому чувству свойственна остановка энергии и накопление ее в теле. Здесь мы говорим об этом для того, чтобы подчеркнуть возможные последствия сильного стыжения, выраженного в соматизации, болезнях, а порой – дезорганизации психической деятельности. К примеру, панические атаки – хороший вариант последствий ретрофлексивного стыда, когда стыда настолько много, что организм реагирует сильными телесными реакциями.

Стыд позволяет нам регулировать отношения в обществе, становиться успешными и автономными личностями. Успешный человек периодически испытывает стыд, именно это чувство подталкивает развиваться, улучшаться, совершенствоваться. Например, чтобы не выглядеть некомпетентным, человек тщательно готовит доклад на конференции. Выступает. Замечает какие-то недоработки и вновь устраняет их. Развитие на лицо.