Поколение Z — это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI. Чем же оно отличается от предыдущих поколений?
Особенности детей поколения Z
- Это дети мультимедийных технологий, поэтому почти всю информацию они получают из сети. Предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению.
- Они ленивы, не любят читать книги, снижена познавательная активность.
- Нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях.
- Дети занимаются творчеством в других форматах: делают сайты, презентации, в онлайн-играх создают целые миры: дома, обстановку, одежду, оружие, а некоторые — делают игры целиком, получая за своё творчество большие деньги.
- Для них характерна многозадачность: сидя за компьютером, ребёнок одновременно общается в чате, занимается поиском чего-либо в интернете, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку, пытается делать домашнее задание. Это же наблюдается и на уроках в школе. Другой образ жизни предполагает другой темп.
- Дети занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом всё, в чём не заинтересованы.
- По-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание информации, а место, где можно эту информацию найти.
- Каждые 8 секунд должна «меняться картинка», иначе теряется сконцентрированность.
- У школьников формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации короткими порциями.
- Часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. В будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к повышенной конфликтности.
- Склонны к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится всё больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.
- Взгляды нового поколения формирует интернет. Дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайн-игры. Уже сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении.
Обучение современных детей поколения Z в школе
- Должна быть выстроена структура учебного процесса. Подводятся итоги каждого этапа обучения, и незамедлительно ставятся задачи на следующий этап.
- Осуществление постоянной «обратной связи» с детьми. Очень важно разговаривать.
- Учебный материал должен быть ярким. При этом тексты должны быть простыми для восприятия, а ключевые пункты — выделены визуально.
- Нужно давать информацию быстрее: меньше времени на решение задач, полученные результаты тут же анализируются и делаются выводы.
- Учитываем феномен детской многозадачности: используем новые инструменты — в том числе игры и интерактивные динамические задания.
- Помним о «клиповым мышлении» детей: постепенно переходим от небольших текстов к текстам большего размера, используем технологию развития критического мышления и различные приёмы работы с текстом.
- Обучаем детей критически мыслить: «тормозим» учеников, учим их обдумывать и тщательно анализировать информацию.
Как поколение Z будет проявлять себя на работе? В отношениях с начальниками и коллегами?
Дети нового поколения - инфантильны. Как работники они будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но, при этом, как дети будут постоянно ожидать от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки всего, что они делают на работе. Инфантильному поколению присущи детский эгоцентризм и потребительское отношение к жизни. Молодые сотрудники нередко претендуют на то, чтобы получать заработную плату не по результату своей деятельности, а просто за сам факт присутствия на рабочем месте, «отсиживания» положенного количества часов.
С учётом вышесказанного при обучении и воспитании детей поколения Z, мы используем следующие подходы и приёмы:
- разработка дидактических материалов с учётом особенностей детей,
- погружение в ситуацию «отсутствия интернета»,
- развитие «критического мышления»,
- использование технологии обучения в учебных центрах на основе теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, метод проектов, ТРИЗ и др.,
- поддержание интереса к чтению,
- использование возможностей внеурочной деятельности,
- ограничение в пользовании телефонами.
Если Вам интересен наш опыт в обучении и воспитании детей поколения Z, то мы ждём Вас по адресу: г. Пермь, ул. Николая Островского, 72А, частный образовательный комплекс «Солнечный круг», «Другая школа».
#детиперми #детипермь #детскийсадпермь #школапермь #мамыперми #частныйдетскийсадпермь #частнаяшколапермь