Спикер Парламента Вячеслав Володин связал экономику и образование. Он сказал: «Чтобы добиться высоких темпов роста экономики, сейчас нужно, поскольку у нас рецессия, повышать качество образования. У нас больше половины школ – это сельские, и большинство из них находятся на муниципальном бюджете. И что не позволяет решать ключевые проблемы школ – это обеспечение квалифицированными кадрами. И на следующей неделе Госдума планирует принять законопроект о решении предоставить региональным властям переводить школы на областной бюджет. Это значит, что не только будет больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность, то есть, нерешённые вопросы будут спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы. Решит ли проблему областной бюджет?
Да, мысль богатая, и поражает своей свежестью: экономика связана с образованием. Вопрос в том, а почему такие замечательные мысли не приходили раньше? Но смысл не в том, чтобы здесь друг с другом пикироваться. Лучше поздно, чем никогда. Само по себе заявление не вызывает никаких сомнений. Вопрос лишь в способах его решения. Все местные бюджеты плачут, что у них не хватает денег, и они отдают федеральному центру слишком много. И я думаю, что в значительной степени это правда. Вопрос в том, как это будет конкретно реализовываться.
Хорошо, заявление это мы как константу принимаем, но дальше всё будет зависеть от более комплексного подхода. То есть, сказать, что теперь деньги будут ещё и отсюда, этого мало. Тут больше вопросов возникает. Тут нужна новая концепция образования. Эта новая концепция нужна под новую стратегию развития страны. Эта стратегия потихоньку выкристаллизовывается, но её до сих пор нету.
Сельская местность... Давайте скажем честно. Все тридцать лет постсоветского существования вся экономическая политика убивала сельскую местность. Не поднимала, не возрождала, а убивала. Потому что рыночная экономика способствует концентрации всё большего и большего количества людей в городских агломерациях. Она делает ставку на сверхбольшие города, потому что там работать с потребителем легче. И в первую очередь – банковскому бизнесу. Люди берут кредиты на машины, квартиры, и это здорово... В своё время Господин Кудрин говорил о том, что в России надо оставить пять-шесть городских агломераций, а остальное на фиг не нужно. Остальное должно развиваться вахтовым методом, или вообще не развиваться.
Все тридцать лет экономической концепции развития страны сокращали количество населения в сельской местности. И наоборот, набивали города людьми. Производство в сёлах исчезало, а все съезжались в город. И сейчас все в основном, даже если живут в пригороде, то на работу ездят в областной центр, потому что работы там нет. А нет её потому, что такова концепция развития городов.
И даже с политической точки зрения, как раз вражеская массовая культура и пропаганда гораздо эффективней действует на население городов, на молодёжь, которая вырастает в городах, а не на селе. А Россия всегда была сильна сельским населением. Вот когда мы вспоминаем про великую Отечественную войну, то замечаем, что основное количество солдат были людьми из деревни. Таких крупных агломераций как сейчас не было, а основное население жило в сельской местности, или в очень маленьких городах. Это люди, которые являются хранителями корней, если хотите, в идеальном виде, традиций, фольклора.
Да, областные бюджеты это хорошо, но надо и понимать, что концентрация людей в больших городах – это плохо с точки зрения военной безопасности. Потому что эффективность поражения по большим городам будет гораздо больше, чем по огромным площадям, где живёт большое количество населения. С этим-то как быть?
Сельские школы... А много их осталось, этих сельских школ? Посмотрите все эти последние решения по оптимизации образования в сельской местности, по оптимизации медицинского обслуживания в сельской местности. Ведь всё ведёт к тому, чтобы уезжали оттуда. Как эти вещи учитываются в стратегии? Или вообще никак, или как-то очень странно.
А дальше идут учителя. А что с учителем делать, если он превратился непонятно во что. Какая-то прислуга для полусумасшедших родителей со своими полусумасшедшими детьми, которых, благодаря массовой культуре последних тридцати лет, развелось огромное количество. Все им всё должны, учитель для них – это пустое место. То есть констатация этих фактов – это хорошо, но тем не менее…