Найти тему

СТАВИМ ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА (ЧАСТЬ 5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ К, Кь, Г, Гь, Х, Хь)

Сегодня речь пойдет о заднеязычных звуках и способах их постановки.

Звуки К, Кь, Г, Гь
Это звуки раннего онтогенеза, заднеязычные, смычно-взрывные, в норме у ребенка появляются в возрасте от 2 до 3 лет.

Артикуляция звуков К, Кь, Г, Гь в норме.
Губы принимают положение последующего гласного. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. При произнесении твердых звуков К, Г - кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом. При произнесении мягких Кь, Гь - кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка касается твердого неба.
Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость.
Для глухих звуков К,Кь голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется, для звонких Г, Гь - голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Воздушная струя идет через рот.

Какие же нарушения произношения звуков К, Кь, Г, Гь встречаются.
1. Отсутствие звуков.
2. Искажение (боковое произношение, слышен призвук "Х", например: "гхиря" вместо "гиря").
3. Замена звуков: Г на Д, К на Т.
4. Дефект оглушения. Ребенок недостаточно сильно озвончает звук.

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата (слабо выражен корень языка, узкое, щелеобразное "готическое" небо);
- недоразвитие фонематического слуха;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.

Артикуляционные упражнения для постановки заднеязычных звуков.
1. "Зевота": имитируем зевание и на твердой атаке произносим гласные звуки. "Ротик открываем, сладко, сладко мы зеваем".
2. "Язычок - борец": пальцем отталкиваем язык ребенка назад в рот, а ребенок, сопротивляясь, выталкивает его вперед.
3. Проговариваем звук Ы на твердой атаке.
4. "Горка": улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.

Постановка звуков К, Г.
1. По подражанию
а) Игра "Курочка".
"Курочка кудахчет: к-к-ко, улететь не может далеко".

-2

Игра "Гуси".
"Гуси , гуси, ГА-ГА-ГА, есть хотите, ДА-ДА-ДА.

-3

б) Показываем ребенку артикуляционный уклад (подогнуть язычок "кулачком"), но звук не произносим. Предлагаем ребенку воспроизвести правильную артикуляцию звука К и "покашлять" себе на ладонь "теплым кашлем", посдувать ватку с ладони, поднесенной ко рту. Основное внимание уделяется месту образования смычки спинки языка с небом, а также формированию и усилению направленной ротовой воздушной струи.
в) Показываем ребенку едва слышное покашливание (шепотом), почти без выдоха, устраняя из своего произношения призвук [Х]. Попросите ребенка повторить за вами после полного выдоха.

2. От опорного звука Т.
Предлагаем ребенку произнести несколько раз слоги "ТА-ТА-ТА".
В момент произнесения слога нажимаем пальцем, шпателем или специальным логопедическим зондом на переднюю часть спинки языка, продвигая язык глубже в рот. Получается примерно: "ТА -ТЯ - КЯ - КА".
Для постановки звука Г используем слог "ДА".

3. От звука Х.
При беспрерывной артикуляции звука X слегка нажимаем большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не появится звук К.

4. От звука Кь.
В момент произнесения ребенком слога "КЯ", постепенно отодвигаем его язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. Сначала слышится слог "КЯ", затем "КА".

Звук Г ставим от звука К, добавляя голос.

Постановка звуков Кь, Гь.
1. По подражанию.
2. От слогов "ТЯ", "ТИ".
Предлагаем ребенку произнести несколько раз слоги "ТЯ-ТЯ-ТЯ". В момент произнесения слога нажимаем пальцем, шпателем или специальным логопедическим зондом на переднюю часть спинки языка, продвигая язык глубже в рот.
Для постановки звука Гь - используем слоги "ДЯ", "ДИ".
3. Постановка Кь от К.
Звук Кь: произносим звук К с гласными звуками [И], [Е], [Я]. При этом следим, чтобы губы растягивались в улыбке. Аналогично ставим Гь от твердого Г.

Далее автоматизируем звуки К,Г, Кь,Гь в слогах, словах предложениях.
Одновременно с автоматизацией проводим дифференциацию звуков К-Г, Кь-Гь, К-Х.

-4

-5

Звуки Х, Хь.
Это заднеязычные, щелевые звуки.

Артикуляция звуков Х, Хь в норме.
В отличие от звуков К и Г, при произнесении звука Х кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. При артикуляции звука Хь кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым небом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

Нарушения произношения звуков Х, Хь
1. Отсутствие звуков.
3. Замена звуков: Х на К, Х на Ф.
Звук Хь нарушается так же, как и твердый Х.

Постановка звука Х.
1. По подражанию.
а) Игра "Погреем ладошки".
Имитируем согревание ладошек (дышим на них горячим воздухом)
"Наши ручки так замерзли, мы погреем их немножко: х-х-х".
При этом следим, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась неба.
"Дышим на замерзшее стекло"

-6

б) Игра "Смешинка"
"К нам смешинка залетит, сразу всех развеселит. Будем громко мы смеяться, широко всем улыбаться: ха-ха-ха".
"Смешки" должны попадать на подставленную ко рту ладошку и ощущаться на ней горячими. Вначале звук Х не произносим отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на звук Ф), пусть слоги больше напоминают смех. Затем Х произносим более внятно. "Смешки" более короткие и четко "попадают" в ладошку.

-7

2. От правильного звука К.
Попросим ребенка потянуть звук К. Выйдет КХ-Х-Х. Скажем ребенку, что после К идет другой звук - тот, который мы разучиваем.
Можно к полученному КХ-Х-Х добавить звук А. Он придаст звуку Х внятность: КХ-Х-ХА-ХА. Затем попросим ребенка повторить только второй звук после К.
3. От правильного звука Хь.
Попросите ребенка утрированно "похихикать": ХИ-ХИ-ХИ, с упором на звук Хь. При этом его рот должен быть открыть на ширину пальца (можно зажать указательный палец резцами). . Вместо ХИ получится ХЫ.
Если Х сохраняет мягкость, пусть ребенок произносит сочетания ХЫ-ХА-ХА, все шире открывая рот на ХА-ХА. Послышится полноценный Х.
4. От слога СА.
Ребенок произносит слог СА, в это время отодвигаем его язык вглубь рта, нажимая пальцем или шпателем на переднюю часть языка.

Постановка звука Хь.
1. По подражанию.
Игра "Веселый смех". Широко улыбаемся и произносим: хи-хи-хи.
2. От слога СИ (аналогично постановке Х от слога СА).

После постановки вводим звуки в речь: слоги, слова, предложения.

Проводим работу по дифференциации звуков Х-К, Х-Ф.

Надеюсь, что статья была полезной.
Ставим лайк, подписываемся на мой канал!

#постановка_звуков_раннего_онтогенеза #логопедекатеринбург #фефекты_речи #постановка_согласных_звуков
#_logoshp_ #постановка_звуков_к_г_х