Все знают, что я в основном занимаюсь мелочами, типа – установлением необлагаемого минимума заработка (на уровне одной тысячи долларов в месяц), ликвидацией Пенсионного фонда и Центробанка, восстановлением золотого рубля, отменой НДФЛ для жителей Дальнего Востока, и т.д. Но и с этими мелочами не сильно получается – за что читатели меня справедливо критикуют.
Но есть люди, которые не боятся браться за большие дела. Вот, например, мой коллега - Валентин Петрович Занин, Лауреат Государственной Премии СССР в области науки и техники. Он запустил проект по созданию поезда на магнитной подушке и теперь взялся за реформирование нашей финансовой системы. Как ни странно, он думает и здесь добиться успеха.
А что его не устраивает а нашей финансовой системе? Ну, во-первых, он почему-то считает, что в России большинство населения живёт бедно. Во-вторых…Впрочем, лучше дадим слово ему самому.
«Русские живут беднее жителей западных стран потому, что за свой труд - одинаковой результативности с работниками западных стран, им платят втрое-вчетверо меньше.
По оценкам мировых аналитических центров (данные за 2017 год, расчет сделан по паритету покупательной способности, ППС) показатель ВВП на душу населения в США и в РФ составляет, соответственно, 56,3тыс.$ и 28,8тыс.$, а зарплата наёмных работников в России в 4 раза ниже, чем в США. По этой причине у нас – низкий покупательный спрос, люди не могут покупать даже ту продукцию, которую сами производят. Но из-за этого у нас - высокий экспорт и нередко за рубеж мы продаем дешевле, чем это стоит у нас. Вот, совсем недавно мы отправили 200 тыс. т химических удобрений «бедным странам» совершенно бесплатно. Но ведь и наши фермеры – тоже не сильно богаты!
И вот мы еще долго копили валютные резервы. И где они теперь, эти резервы? Но зато по показателю числа миллиардеров, соотнесенного к нашему ВВП, мы опережаем весь мир.
И если в 1990 г. в России производилось примерно столько же продукции, как и в Китае, то сейчас мы отстаем от этой страны по этому показателю примерно в шесть раз.
В чем же дело? Главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что у нас принята неправильная и неэффективная система налогообложения хозяйственной деятельности людей.
Так, в западных странах налоговая нагрузка на труд существенно ниже, чем в России – в полтора-два раза, если брать медианные средние доходы. А в нашей стране налоги и сборы достигают 70 % - если считать к фонду заработной платы. Наивысший уровень в мире!
Велики также и налоги на производительный бизнес. У нас предприниматели платят четыре налога. А в США, например, налога на имущество и НДС нет вообще, соцвзносы у них в два раза ниже, чем у нас, и если предприятие расходует свои прибыли на развитие производства, то оно еще имеет и скидки по налогу на прибыль.
С невысоких заработков невысоки и налоговые отчисления в бюджет. К примеру, в России в 2019 г. собрано НДФЛ по курсу с учётом ППС 152 млрд.$, а в США сборы подоходного налога с населения составили 1718 млрд.$, - т.е. по общей сумме - в 11 раз больше, а в расчете на душу населения – выше в 6,5 раз.
И причина такого разрыва не только в действующих в США прогрессивных ставках налогообложения доходов, но и в неверной, противоречащей научным принципам, системе распределения доходов в нашей экономике, а также и порядка их налогообложения.
Низкая оплата труда, низкие пенсии, низкие выплаты детям – в этом главные угрозы для нашей страны, в этом главная причина и нашей грандиозной демографической катастрофы!
Мы фактически потеряли более 40 млн. человек населения: сейчас в России жило бы более 180 млн.чел. - если бы только были сохранены те нормы оплаты труда и другие условия жизни, которые были в СССР.
Критики советского периода любят утверждать, что производство в СССР было неэффективно и указывать на то, что полки в магазинах были пустые.
Но такова была политика цен и доходов. И сейчас мы уже знаем, что для наполнения полок магазинов достаточно поднять цены и снизить доходы. А колхозы – да, они в большой массе были убыточны, потому что свою продукцию они должны были сдавать государству по низким закупочным ценам. А если бы им разрешили торговать по рыночным ценам?
И в сфере ВПК мы ничуть не уступали США – и по качеству продукции, и по эффективности производства. И по средней продолжительности жизни СССР догонял США, а по уровню образования – даже превосходил все западные страны.
А что нужно сделать сейчас? Сейчас надо повернуть этот процесс отставания и поставить задачу выйти на дорогу развития и процветания для всех до единого 146 млн. граждан России.
И этого можно добиться, без всяких революционных катаклизмов, путем реализации следующих мер.
Во-первых, государство немедленно отменяет (данные о поступлениях налогов - за 2019 г.): все налоги на имущество предприятий и граждан 1,1 трлн.руб., налог на добавленную стоимость НДС ≈10 трлн.руб., сборы в социальные фонды (пенсионный и медицинский) ≈7,5 трлн.руб. Всего – примерно 18 трлн. руб.
Во-вторых, государство законом принуждает предприятия направить все эти средства (18 трлн.руб.) – их экономию от этой меры, на повышение зарплат работников. Что составит рост примерно 42 % - к нынешнему объему фонда зарплаты работников (по данным в 2019 г. – 42 трлн.руб.).
В-третьих, государство, также – законом, устанавливает минимальный размер оплаты труда на уровне, например, в полтора раза выше стоимости минимальной потребительской корзины (которая в 2019 г. равнялась 11,3 тыс. руб. в месяц). Контроль за этой мерой осуществят сами работники, партии, защитники народа - профсоюзы и прокуратура.
Вышеуказанная сумма отмененных налогов примерно равна сумме всех расходов бюджета на основные выплаты из пенсионного фонда пенсий и пособий, расходов на здравоохранение и расходов на образование. То есть – сумме расходов государства на основные социальные нужды.
Соответственно, эти средства нужно откуда-то взять. И, по нашему мнению, надо эти средства не только собрать в прежней сумме, но еще и удвоить - чтобы этого хватило на удвоение социальных выплат и на увеличение финансирования здравоохранения и образования на 25 % - 30%.
Для этого взамен отмененных четырех налогов должен быть введен один всеобщий налог на потребление – который представляет собой обязательный платеж в бюджет при каждой оплате товара или услуги.
Перевод средств в бюджет будет осуществляться через банки и через кассовые аппараты - кроме средств, объявленных необлагаемыми трансакциями (получение и возврат кредитов и займов, дарения близким родственникам, государственные выплаты, и т.д.).
Общий объем поступлений от такого налога составит не менее 32-34 трлн.руб., которые складываются из следующих сумм: 10% налога - с каждого приобретения товаров и услуг даст в бюджет (22-23 трлн.руб.); 1% налога - с покупок бумаг и прав на рынках бумаг (примерно 3 трлн.руб.).; 30% налога – со всех сумм, переводимых за границу (ещё 8-10 трлн.руб.).
При таком обложении покупок из ,,тени” выйдут все денежные средства, ранее находившиеся вне налогообложения, т.к. все покупают еду, оплачивают электричество и прочие продукты, услуги. А в качестве контрольной меры будет установлено, что в случае уклонения от уплаты этого налога все выявленные, скрытые сделки и операции облагаются налогом по двойной ставке.
В совокупности бюджет получит до 32-35 триллионов рублей, вместо отмененных 18 трлн. руб., что позволит вдвое увеличить основные статьи финансирования социальных выплат, включая увеличение расходов на здравоохранение и образование – на 25 % - 30 %.
При этой новой модели финансирования будет обеспечен рост средней пенсии - с 15 тыс.руб. до 25-30 тыс.руб., пенсий для людей с максимальным стажем, воинов-защитников, и матерей с детьми - до 50-60 тыс.руб., а также выплаты всем детям до возраста 17 лет пособия в размере не менее минимальной потребительской корзины (в ценах 2019 г.-12,3 тыс. руб.).
При том же объеме производства, что и сейчас, граждане при новом порядке платежей в бюджет, получив вышеуказанный прирост доходов, увеличат свой покупательский спрос. В частности, они смогут приобрести до половины всех товаров, сегодня увозимых без возмещения за границу. И дополнительными налоговыми отчислениями со всех этих своих покупок удвоят социальные возможности государства.
Кроме того для конечных потребителей (граждане, ИП, малый бизнес, работающие без НДС) продукции 1-го передела цены будут ниже на 12-13%, чем при наличии НДС, и для покупателей продукции 2-го передела - дешевле на 4-5%. А это не менее 75-80% всего производства товаров и услуг.
И, самое главное, будет ликвидирован основной источник конфликтов государства и населения, устранены основные факторы гигантской коррупционной системы (из-за отмены прежних проблемных налогов), количество судебных дел уменьшится на миллионы. Люди и бизнес вдохнут настоящую свободу от насилия государства.
А миллионы людей, занятых обслуживанием этих разрушительных налогов, вернутся к нормальному, производительному труду и творчеству.
Все преобразования осуществит существующий государственный аппарат с использованием существующих технических средств. И никого не потребуется увольнять. Госслужащие, освобожденные от ненужного труда, получат возможность внимательнее и полнее служить населению.
Будут ликвидированы противоречия между работающими и получателями государственных выплат, оздоровятся семейные отношения, в основном исчезнут теневые зарплаты, а с элементами, оставшимися в зоне преступного оборота будет легче бороться..
Десятки миллионов людей станут здоровее и счастливее, увидев надежность жизни в России в каждом предстоящем году по сравнению с сегодняшней ситуацией, и смогут более творчески работать для развития страны и улучшения жизни для всех. Россия станет привлекательным образцом для большинства планеты.
И провести это оздоровление необходимо безотлагательно, в течение 2023-2024гг. Все необходимые ресурсы в России имеются. Этим будет начат процесс дальнейшего ежегодного улучшения».
Вот такой грандиозный проект моего коллеги из славного города Питера. Основные его преимущества видны сразу – это упрощение налоговой системы и оптимизация в сфере социального обеспечения населения. Конечно, не обойдется без трудностей перехода.
Могут выявиться и другие сложности – без чего не обходится введение всякого нового и необычного.
Но, со своей стороны, замечу, что у модели инженера Занина (о его инженерных достижениях можно посмотреть в Интернете), оказывается, были и есть влиятельные сторонники.
В России – это строитель железных дорог и финансист С.Ю. Витте – который был категорическим противником прямых налогов на бизнес и считал наиболее выгодным для развитие страны применение простой системы налогов на потребление. Витте известен также и тем, что, введя в России золотой рубль, избавил население и бизнес от «инфляционного налога» - который все экономисты единодушно считают худшим видом налогообложения.
А в США – это министр финансов Полсон, который в 2007 году предложил заменить все виды налогообложения бизнеса на единый налог «на деловую активность». При этом произведенные расчеты показывали, что государство ничего не потеряет в своих налоговых поступлениях при ставке этого налога на уровне всего в 6 %. А выгоды за счет упрощения налогового администрирования могут принести до 1 -1,5 % ВВП ежегодно.
Правда, проект этого налога в США так и остался проектом.
А для России реформирование системы налогообложения неизбежно, поскольку при нынешней налоговой модели в РФ делать что-то производительное не просто невыгодно, но почти невозможно.
Да, предприятия на госзаказе, особенно в сфере ВПК, способны выживать, но развития для страны они, увы, обеспечить не могут. Поэтому либо мы – реформируемся, либо – должны забыть о всяком развитии.