Жизнь Александра Македонского – это история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир. Его воины видели в нем военного гения, враги называли проклятым. Сам же он считал себя богом.
В Александре еще с детства разглядели особо талантливого ребенка, его с ранних лет готовили к трону. Наставником будущего царя был назначен Аристотель, который был приближен к царскому двору. Чтобы расплатиться за обучение сына, Филипп II восстановил разрушенный им самим город Страгиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших и находившихся в рабстве граждан.
Начиная с самой первой победы в 18 лет, Александр ни разу не проигрывал битв. Его военные успехи довели его до Афганистана и Киргизии, до Киренаики и Индии, до территорий массагетов и Албании. Он был фараоном Египта, царем Персии, Сирии и Лидии. Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня – Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане.
Тщеславие Александра было оборотной стороной его величия. Он мечтал о божественном статусе. Основав в Египте город Александрию в дельте Нила, он отправился в длительный поход к оазису Сива в пустыне, к жрецам египетского верховного бога Амона-Ра, который уподоблялся греческому Зевсу. По задумке, жрецы должны были признать в нем потомка бога.
За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчет. Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сартрапами (управителями). Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.
Смерть настигла Александра посреди его грандиозных планов. Несмотря на свой образ жизни, он умер не во время сражения, а на своей постели, готовясь к очередному походу, на этот раз на Карфаген. В начале июня 323 года до н. э., у царя внезапно началась сильная лихорадка. 7 июня он уже не мог говорить, а через три дня скончался в самом расцвете сил, в возрасте 32 лет. Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира.
Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства (источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах). Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты.
После смерти Александра Македонского, его тело забальзамировали, поместили в гроб с проделанными двумя отверстиями для рук, которые развернули ладонями к небу. Таково было завещание Александра: он хотел, чтобы в одной руке у него был золотой шар, а другая рука должна быть пустой. Завещание Александра Македонского: «Когда я умру, пусть впереди идут воины - что не отогнали от меня смерть, несмотря на свои доспехи и оружия».
По традиции его должны были доставить в Македонию, откуда царь родом (теперь это территория современной Греции). Сам он завещал похоронить себя в Египте.
Монументальный катафалк строили два года и в итоге повезли на родину. На развилке в Сирии процессию поджидали люди Птолемея — ближайшего соратника царя. Они отбили катафалк и сопроводили в Египет. Какое-то время он хранился в Мемфисе, потом его переправили в Александрию — в место, известное как "Гробница Александра".
Гробницу эту неоднократно грабили, золотой саркофаг переплавили на монеты и заменили стеклянным. Захоронение посещали историки, римские императоры. После IV века нашей эры следы его потерялись. Поиски продолжаются уже 2,3 тысячи лет. В современном Египте официально предпринимали более 140 попыток — все неудачные.