Найти тему
Историк Андрей

Как делилась военная добыча у римлян, германцев и арабов? Продолжение

Оглавление

Но постепенно у древних германцев вожди и окружавшие его лучшие воины статусно стали выделяться из среды простых общинников, составляя хорошо вооруженную, постоянную и профессиональную военную дружину.

Теперь уже, хотя военная добыча формально по-прежнему делилась поровну, фактически лучшую ее часть забирала себе прослойка вождей и старших дружинников, из которой формировалась "военная аристократия".

Социальное неравенство в среде германцев все более усиливалось.

Так, во время дележа военных трофеев после победы над римлянами под Суассоном, верховный вождь франков, Хлодвиг, будущий основатель королевской династии Меровингов, потребвал себе сверх обычной доли добычи красивую драгоценную чашу.

Эту чашу просил его вернуть в церкви Римигий, епископ Реймсского собора. Совет племени не осмелился возражать.

Однако один заслуженный пожилой воин смело выступил вперед и своим боевым топором разрубил чашу, воскликнув: "Ты не получишь больше, чем тебе положено!" Хлодвиг сохранил хладнокровие, промолчал, , но затаил обиду.

Следующей весной, на военном смотру, он придрался к какому-то незначительному недостатку в состоянии оружия этого воина и разрубил ему голову своим боевым топором со словами: "Также, как и ты поступил с чашей!" (Григорий Турский).

Хлодвиг I, первый король франков, основатель династии Меровингов. Фото из окрытых источников.
Хлодвиг I, первый король франков, основатель династии Меровингов. Фото из окрытых источников.

Опираясь на свою военную силу и экономическое влияние верхушка "военной аристократии" активно способстовала установлению режима единоличной власти своего предводителя, верховного вождя - конунга, кенига, или князя.

Верховные вожди германских племен: Хлодвиг у франков, Германарих, Аларих и Теодорих у готов, Гейзерих и вандалов, в VI веке правили уже единолично и мало считались с волей совета племени, народного собрания и рядовых воинов.

Военная власть верховных вождей у германских племен перешедних из язычества в христианство с санкции христианской церкви превратилась в неограниченную монаршескую власть и стала передаваться по наследству, от отца к сыну.

Так появились первые королевства и короли, так называемых "Варварских" королевств, франков, вестготов, остготов, вандалов и других германских племен, возникшие на обломках разгромленной ими Западной Римской империи.

При этом часть германских племен, саксы, тюринги, бавары, лангобарды и др., оставшиеся на территории Центральной Европы, продолжали сохранять язычество и племенную "военную демократию".

Арабский халифат

Ислам, как новая мировая религия, привлекал в свои ряды массы верующих в том числе и призывом к широкомасштабным внешним завоеваниям и узакониванием насиилий и грабежа, чинимых над "неверными".

Арабская конница. Со средневековой минитюры. Фото из окрытых источников.
Арабская конница. Со средневековой минитюры. Фото из окрытых источников.

При этом пророком Мохаммадом провозглащалось всеобщее равенство всех мусульман перед аллахом и светской властью независимо от их национальности, социального и имущественного положения.

Воинам погибшим в священных завоевательных войнах против "неверных", Мохаммадом было обещано место в раю - "Путь в рай лежит через острие меча!"

Арабская военная экспансия под флагом ислама, начавшаяся в VII веке охватила огромные территории. К IX веку были захвачены Ближний Восток, Ирак, Иран, Центральную Азия, Северная Африка и Закавказье.

Колоссальная военная добыча и трофеи, захваченные арабами в результате успешнгых завоевательных походов, позволили им создать и содержать большую профессиональную армию.

При этом знаменитые арабские полководцы: Саад ибн Абу Ваккас, Халид ибн аль-Валид, Амр ибн аль-Аса, несмотря на свою политическую власть и влияние, долгое время были не намного богаче простых мусульманских воинов.

И подход к дележу военной добычи у арабов в соответствии в господствовавшим у них тогда строем "военной демократии" долгое время также был вполне "демократическим".

Пятая часть трофеев выделялась в пользу халифа и мусульманского духовенста ("вакф"), три пятых делились почти поровну между конными воинами, и еще одна пятаю часть - поровну между пешими бойцами.

Арабский наместник эпохи расцвета халифата. Со средневековой миниатюры. Фото из окрытых источников.
Арабский наместник эпохи расцвета халифата. Со средневековой миниатюры. Фото из окрытых источников.

Однако начиная в середины VII положение начало меняться. Арабские полководцы, наместники провинций и мусульманская знать, контролировавшие поступления налогов с завоеванных стран, начали быстро богатеть.

Этого нельзя было сказать о рядовых "воинах ислама" и жителях засушливых и бедных областей путынного Аравийского полуострова. Неслучайно именно здесь возникло движение "хариджитов" ("отколовшихся").

Хариджиты готовы были с оружием у руках отстаивать принципы соцального равенства среди обращенных в ислам.

В 660 году несколько хариджитов поклялись убить главных виновников несправедливости - халифа Али ибн Абу Талиба, наместника Сирии (по-арабски Шам) Муавию ибн Абу Суфьяна и наместника Египта (по-арабски Миср) Амра ибн аль-Аса.

Последний из "правоверных" халифов - Али, был смертельно ранен, Муавия был также ранен, но остался жив, а вместо Амра ибн аль-Аса убили по ошибке одного из его приближенных.

В итоге следующим халифом ("заместителем пророка") стал Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейя (Умайя), ставший первым халифом из династии Омейядов.

Сторонники Али (шийя Али - шииты) не признали Муавию халифом, что привело к нынешнему расколу среди мусульманского мира.

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!