Найти тему

Юрий Кузьмин: Протестные акции в Монголии — это отражение внутренних и внешних факторов

В очередной раз внимание мировых СМИ приковала Монголия. Протестные акции, прокатившиеся по Улан-Батору, связаны с поступившей информацией о краже угля на сумму 1,8 млрд долларов, а по некоторым данным общий ущерб в связи с заниженной стоимостью товара составил около 12 млрд долларов. Новостные ленты российских СМИ пестрили красочными заголовками, взятыми у скандирующих: "Скажите, кто украл уголь!" и также быстро была найдена рука госдепа. Свою оценку происходящих в Монголии событий ИА IrkutskMedia дал доктор исторических наук, заслуженный профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности БГУ, руководитель Центра изучения Монголии при БГУ Юрий Васильевич Кузьмин. (интервью записано 8 декабря).

— Юрий Васильевич, 6 декабря вы прилетели из Улан-Батора. Можно сказать, являетесь свидетелем происходящих событий.

— Так и есть. В Монголии был с 3 по 6 декабря. Находился в Улан-Баторе на международной научной конференции по приглашению монгольской стороны в рамках гранта фонда публичной дипломатии Горчакова. Обсуждали с коллегами из Академии наук Монголии и Института оборонных исследований энциклопедию "Халхин-Гол: 1939 год" (12+).

И получил такой своеобразный "подарок", когда историку и монголоведу удаётся наблюдать такие неординарные события в изучаемой вами стране. Стал невольным свидетелем важных для страны и монгольского населения событий, причем по нескольку раз в день.

— СМИ уже окрестили происходящее как "угольное дело" и "коррупционный скандал". Скажите, протесты, прошедшие в январе 2021 года, которые были связаны с "нечеловеческим отношением" к роженице и ее ребенку, привели к отставке высокопоставленных чиновников правительства страны. Это событие нередко интерпретировалось как "внутренняя борьба" демократической партии и Монгольской народной партии. Происходящие сейчас процессы могут быть продолжением этой внутриполитической борьбы?

— Проблема многих экспертов, которые дают комментарии СМИ о происходящем в Монголии, заключается в том, что они рассматривают один-два фактора. Даже не являющиеся экспертами люди, ничего не знающие об этой стране, говорят, что тут американцы виноваты или китайцы. Назначить виноватых только в лице американцев, китайцев неправильно, факторов значительно больше, фактически несколько и надо смотреть в первую очередь на ключевые и первостепенные. Из ключевых факторов — это борьба партий и различных уровней политической власти в стране (парламент, президент, премьер-министр). Уже начинается предвыборная кампания, а в 2024 году пройдут выборы.

— Бросилось ли вам что-то в глаза, когда вы были там?

— Сначала протестов — 3 декабря — толпа скандировала лозунги против бедности. Социальный состав этой группы можно было определить по одежде — это самые обычные граждане, которых было немного, и они просто перемещались по периметру правительственного комплекса. На следующий день (4 декабря) уже видел в толпе группы организованных молодых людей, прилично одетых, подтянутых, либо это спортсмены, либо студенты, которые улыбались и не выглядели людьми, которые нуждаются в чём-то. Их телефоны, гаджеты, которыми они постоянно пользовались, точно не свидетельствует о бедности.

— Говорить о том, что толпой управляли сложно, но возможно такие попытки были. В любом случае, уже 3 декабря утром, когда встретился с первыми монгольским друзьями, они мне сообщили, что 4-5 декабря будут свергать правительство. Как вы знаете, новости в Монголии распространяются мгновенно, и шила в мешке не утаить.

— Информация о краже угля в СМИ была представлена со стороны китайских информационных агентств. Это была спланированная акция? И рассчитывал ли стратегический партнер Монголии дестабилизировать ситуацию в стране?