Найти тему

Иллеизм капитана Слепо.

твоя бабушка переживат, када капитан о себе самом как сосед по палати пишит...

Набирающий популярность мыслитель из Средней Азии, широко известный в узких кругах Ашот Акое в своё время озадачился таким лингвистическим явлением как иллеизм.

В соседних аулах традиционно было принято связывать привычку говорить о себе в третьем лице со слабоумием или психическим расстройством. Но наш Ашот был ярым сторонником просвещения и не ленился подвергать устоявшиеся традиции сомнению.

-2

Первое, на что он обратил внимание, это дети, в основном до трёх лет.

Ашот Акое писал:
Разговор о себе в третьем лице характерен для детской речи и продолжается обычно до кризиса трёх лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Взрослые, разговаривая с маленькими детьми, тоже прибегают к оборотам типа «Папа сказал, что…» с целью быть лучше понятыми.

Это наблюдение не сильно расходилось с устоявшимся в соседних аулах мнением (слабоумие), потому как всем очевидно - до трёх лет у детей ум ещё очень слаб.

Ашот Акое пошёл дальше. Перелопатив всю районную библиотеку, он сделал ещё одно наблюдение.

Ашот Акое писал:
В античной литературе существовала традиция, в которой автор (например, Гомер) называл себя в произведении по имени. К V веку до н. э. такое самоименование сохранилось преимущественно в работах греческих историков: Гекатея, Антиоха, Геродота, Фукидида.
Имеется много объяснений использованию самоименования в третьем лице античными авторами: самовосхваление у Цезаря (в «Записках о Галльской войне») и Ксенофонта (Ксенофонт даже пытался скрыть своё авторство, чтобы звучать более правдоподобно при описании собственных успехов), демонстрация объективности и научного стиля у Фукидида (Ион Хиосский записывал свои сплетни в первом лице), закрепление своего авторства («Фукидид афинянин описал…»). Успешное использование самоименования в третьем лице у Фукидида и Ксенофонта продемонстрировало потенциал приёма для создания у читателя ощущения беспристрастного повествования.

Авторов, переживших в своих произведениях века, трудно назвать слабоумными. У Ашота появились существенные доводы в споре с традиционалистами. И он продолжил исследование, переключившись на более позднюю художественную литературу. О себе в третьем лице часто говорили дикари и индейцы.

-3

Ашот Акое писал:
Речь о себе в третьем лице являлась одним их художественных приемов в изображении «благородного дикаря». Начало положено у Дефо в «Робинзоне Крузо»:
«Он отвечал: «Убей Пятницу». — «Зачем же мне тебя убивать?» — спросил я. «А зачем гонишь Пятницу прочь? — напустился он на меня. — Убей Пятницу — не гони прочь»

Чингачгук и другие индейцы в романах Фенимора Купера, суровые и лаконичные, контрастируют с многословными и часто лживыми европейцами.

Пери в романе Жозе де Аленкара «Гуарани».

Хотя концепция «благородного дикаря» в концу XIX века в основном изжила себя, в детской и приключенческой литературе она продлилась дольше. Так говорит и Талькав из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. В третьем лице говорят индейцы Майн Рида.

Такое явление свидетельствовало не о слабоумии, а имело, скорее, культурные корни.

Ашот Акое писал:
В японском и китайском языках такая форма звучит более естественно, поэтому в аниме и манге это встречается чаще, чем в западных произведениях. Обычно таким образом показывают либо наивность и мечтательность (у детей и юных девушек), либо наличие психологических проблем (у более взрослых персонажей), либо же скромность и учтивость (по традиции самураи и вельможи при обращении к вышестоящему называли себя в третьем лице).

Ещё одно открытие сделал Ашот, посетив книжную лавку на рынке, в ней торговали в основном мистической литературой. Оказывается, о себе в третьем лице говорили многие святые и мистики. Например, Джидду Кришнамурти.

Ашот Акое писал:
В некоторых направлениях индуизма так могут выражаться святые, мистики и просветлённые (например, Рама Тиртха и Свами Рамдас); это связано с характерной для индийской философии идеей «отказа от эго».

... Первые пять книг Ветхого Завета называются Пятикнижием Моисеевым, так как приписываются Моисею. При этом в четырёх из них действует сам Моисей. Получается, Моисей писал о себе в третьем лице. Хотя в пятой книге (Второзаконии) есть и изрядная доля текста непосредственно от лица Моисея.
Новый Завет. В Евангелии от Иоанна в числе прочих апостолов неоднократно упоминается и «ученик, которого Иисус любил». В последней главе раскрывается, что так автор книги называет себя.

Современные же психологи часто расходятся в оценках такого явления, как иллеизм. Но кто в здравом уме поверит современным психологам?

Ашот Акое писал:
В обыденном сознании эта черта часто ассоциируется с эгоцентризмом и нарциссизмом; в то же время она может означать и противоположное: самоиронию, склонность смотреть на себя «со стороны» и не вполне серьёзное отношение к себе, а также некоторую эксцентричность.

Что касается капитана Слепо, то, заполняя свой бортжурнал, он пытался максимально абстрагироваться от самого себя и увидеть себя со стороны глазами непредвзятого наблюдателя. Такая вот причуда мореплавателя.

-4

Но не стоит отметать и другие вышеперечисленные факторы. )))

17-Самоирония Капитана Слепо