Еще в 2021 году большинство аналитиков, да и регуляторов считали возникшую во время пандемии ковида инфляцию временным явлением. Но сейчас становится ясно, что такие оценки был ошибочными.
Во многих странах за последний год были побиты инфляционные рекорды, державшиеся десятилетиями. И ситуация стала напоминать 1970-е годы, когда стагфляция (то есть экономический спад на фоне повышения темпов роста цен) установилась на долгие годы. Может ли этот сценарий повториться сейчас? И в чем особенность ситуации в России?
50 лет спустя
Принципиальная разница между нынешним ростом цен и подобными эпизодами из недавнего прошлого заключается в возникновении режима высокой инфляции, цитируют «Известия» аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА». В этих условиях рост цен на одни товары тянет за собой рост цен на другие, и инфляция усиливается как бы сама по себе. При этом угроза глобальной рецессии становится все боле ощутимой, а это может привести к стагфляции, который наблюдалась по всем миру полвека назад.
При этом параллелей с кризисом 1970—х годов все больше, отмечают эксперты. Глобальная экономика входит в фазу энергетического кризиса, на который накладывается взлет стоимости продовольствия.
Как и 70—е, сейчас большинство регуляторов предлагают экономике дешевые деньги, а реальные ставки многих центробанков находятся в отрицательной зоне. Развитие этого тренда началось еще после кризиса 2008 года, но пика достигло в пандемию, когда в экономику были вброшены триллионы долларов.
Также важно, что фискальная политика развитых стран направлена на стимулирование экономического роста практически любой ценой. Периоду «Великой инфляции» 1970-х предшествовал рост государственных расходов. В США они были значительными за счет финансирования войны во Вьетнаме и социальной программы «Великое общество» Джонсона. В других развитых странах были аналогичные порядки. А в начале 2020-х годов развитые страны и, в частности, США значительно повысили государственные расходы с целью борьбы с пандемией COVID-19 и поддержки экономики.
Казнить нельзя помиловать
Однако на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Которые, впрочем, не позволяют дать ответ, удастся ли обуздать этот инфляционный кризис с относительно небольшими потерями или же ситуация станет еще более тяжелой, чем полвека назад.
Рост цен пока еще не достиг порогов, зафиксированных в 70—е. В 1979–1980 годы базовая инфляция (без учета продуктов питания и топлива) составляла 15,3%, тогда как в середине 2022 года — только 2,8%.
В США в 2022 году уровень текущей инфляции выше — в октябре 2022 года он составлял 6,3%, однако и это ниже уровня базовой инфляции в 1979–1980 годах. Тогда в Америке она составляла 11,1%.
Впрочем, центробанки по всему миру за 50 лет приобрели опыт борьбы с инфляцией. Участники рынка больше доверяют заявлениям представителей ЦБ, то есть инфляционные ожидания остаются в значительной степени «заякоренными».
Но с другой стороны, уровень безработицы сейчас значительно ниже, чем полвека назад. С одной стороны это позитивно для мировой экономики. А с другой — это сильный проинфляционый фактор: рост зарплат при почти полной занятости и доминировании работника на рынке труда подталкивает цены на товары и услуги наверх.
Кроме того, проблемы с логистическими цепочками, сыгравшие свою роль в инфляционном скачке во время пандемии, по сути, никуда не исчезли, и будут оказывать давление на цены.
Мы пойдем другим путем
Что касается ситуации в России, то эксперты не ожидают перехода к режиму высокой инфляции или уверенной стагфляции. Скорее, текущее положение описывается классической фазой рецессии — экономическая активность находится на низком уровне, потребительская, инвестиционная и кредитная активности под давлением. В итоге после инфляционного рывка начала весны в России даже некоторое время наблюдалась дефляция, то есть темпы роста цены были отрицательными.
Тем не менее есть группа факторов, которые могут вызвать ускорение роста цен, говорят эксперты. Среди них замедление мировой экономики и падение цен на сырье, которое может повлечь обвал рубля, резкий рост государственных расходов, в том числе военных, неурожай в 2023 году. Или же снятие санкций и быстрое восстановление экономики после кризиса, что вернет Россию в одну фазу развития с большинством государств мира.
Какие - то из этих факторов могут и правда сыграть свою роль, а какие - то выглядят маловероятными. Но пока что на фоне ухудшившейся внешней конъюнктуры и существенного смягчения бюджетной политики в России ЦБ может сохранить ключевую ставку неизменной или даже дать сигнал о том, что она начнет расти в 2023 году.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал
.