Транссиб должен расширяться. В СМИ начались спекуляции по поводу возможного переноса срока отдельных программ расширения Транссиба и БАМа. Если проекты до 2024 года включительно подробно расписаны и уже реализуются, то более долгосрочные планы могут быть пересмотрены. Развитие логистической инфраструктуры для страны в целом и для построения суверенной экономики в частности очень важно. Вне зависимости от исхода истории любые шаги по снижению объемов строительства в ЖД-сфере необходимо пресекать на корню. Оптимизация расходов на инфраструктурные проекты в России – не новость. Северный широтный ход на Ямале планировали открыть еще в 2015 году, а по итогу не так давно в принципе заморозили реализацию проекта. Загвоздка в том, что освободившиеся финансовые ресурсы предполагалось перенаправить на развитие Транссиба и БАМа. В случае ограничения развития и этих транспортных артерий возникнет вопрос: в чем стратегия?
Западное направление заблокировано санкциями, южное работает на пределе возможностей и затрудняется «многовекторностью» соседей, планы развития восточного направления ограничивают в масштабе. В сложившейся геополитической реальности обширная и разветвленная транспортная сеть приобретает важность национального уровня, «резать» расходы на логистику – смерти подобно. Китайские эксперты устами Ян Лея вторят этой позиции, призывая РФ нарастить экспорт. По их мнению, Поднебесная в отдельных отраслях зависима от российской продукции, так что сотрудничество необходимо расширять – это сулит взаимную выгоду. Обсуждаемое снижение планов роста пропускной способности на 10-20 млн тонн в год приведет к меньшей адаптивности к внешним вызовам, зависимости от отдельных поставщиков. Несколько миллиардов, сэкономленных на инвестициях сегодня, обернутся десятками миллиардов, не заработанных завтра – пора запомнить этот принцип в контексте ограничения экспортных возможностей.