В ракетно-космическом центре (РКЦ) «Прогресс» заявили, что в ближайшее время защитят эскизный проект многоразовой ракеты «Амур-СПГ» перед государственным заказчиком. Это еще на шаг приблизит Россию к лидерству в новой космической гонке.
Государственный экзамен
Защиту проекта предполагается провести на заседании Научно-технического совета госкорпорации «Роскосмос». Эскиз ракеты с возвращаемой первой ступенью уже получил согласование головных научно-исследовательских организаций ракетно-космической промышленности (ГНИО РКП). 24 октября 2022 года было получено положительное заключение экспертной группы, а также рекомендации по утверждению результатов составных частей опытно-конструкторских работ и переходу к защите перед госзаказчиком.
Работа над уникальной ракетой началась в 2020 году, когда РКЦ «Прогресс» подписал контракт с Роскосмосом. В декабре 2021 года компания сообщила, что на космодроме Восточный уже определено место взлета и посадки «Амур-СПГ».
IT-проект SFERA — один из самых амбициозных в России. Команда создает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого состоится совсем скоро. Читайте подробности на сайте и скачивайте приложение в раннем доступе. Благодарим за поддержку!
Объединение технологий
Проект предполагает создание многоразовой ракеты, а именно ракеты с возвращаемой первой ступенью. Стартовая масса корабля — 360 т, масса полезной нагрузки, то есть груза, составит 12 т при однократном использовании конструкции и 10,5 т при многократном. После отделения на первой ступени должен произойти повторный запуск двигателей, и конструкция приземлится на штанги-опоры. Далее предусматриваются профилактические работы и повторный запуск.
На данный момент планируется использование возвращаемой части до 10 раз, но впоследствии это число хотят увеличить до 30, а по некоторым источникам — даже до 100.
«Амур-СПГ» станет космическим кораблем нового поколения, соответствующим всем последним мировым тенденциям ракетостроения. Таким его делает не только многоразовость, но и двигатели на сжиженном природном газе. На 1-й ступени будут установлены 5 кислородно-метановых двигателей РД-0169А с тягой 100 тс, на 2-й — 1 кислородно-метановый двигатель РД-0169В-1 с тягой 95 тс. Метан является наиболее подходящим топливом для возвращаемых ракет. При его сгорании выделяется мало сажи, поэтому не потребуется тщательная очистка элементов двигателя. Метан обеспечит больший удельный импульс и уменьшит нагрев конструкции во время работы.
Кроме того, в 50 км от космодрома Восточный строится газоперерабатывающий комплекс, от которого можно будет протянуть газопровод для более быстрой и экономичной заправки ракеты. Испытание двигателей запланировано на 2024 год.
Па́рные успехи
Среди некоторых стран стало неким (дурным) трендом обвинять российскую космическую промышленность в том, что она упустила момент общемирового перехода на пару газ-газ в космических аппаратах. Однако у России уже есть двигатели, работающие по такому принципу. Причем это не какая-то устаревшая комбинация, а новейшие технологии совместной работы кислород-водород.
Эта пара применяется, например, в проекте «Корона» по созданию ракеты многократного использования. В октябре 2022 года прошли успешные испытания демонстратора клиновоздушного ракетного двигателя на водородно-кислородном топливе. Он стал первым в мире подобным двигателем с системой охлаждения на жидком водороде.
Успехи ученых и активная поддержка государства позволяют говорить о скором возвращении страны в лидеры исследователей космоса. А вы верите, что уже в ближайшие годы российским космонавтам откроются скрытые тайны Вселенной?
Поддержите канал лайком и подпиской! Благодарим!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA