Мне кажется, что в развитии психотерапии можно выделить три этапа:
1. Кто виноват?
2. Что делать?
3. Что делать теперь?
На первом этапе важно получить ответ на вопрос, почему вообще происходят нарушения психики. Ответить на этот вопрос пытались и тысячу, и две тысячи лет назад. Вспоминались и «камни глупости» в голове, и сбежавшая у женщин с положенного места матка, которая пускается блуждать по телу и вызывает истерию (от др.- греч. υστέρα — матка), и Фрейд, и Павлов, и позитронно-эмиссионная томография.
Суть второго этапа — в ответе на вопрос, как правильно лечить нарушения психики. Это и кручение человека в барабане, и лоботомия, и фармакотерапия, и психоанализ, и когнитивно-поведенческая терапия, и многое другое.
Но самый страшный этап — третий. Пришла беда, откуда не ждали. Сегодня мы знаем, кто виноват. Знаем, что делать. Но не знаем, что делать теперь. Мы столкнулись с ситуацией, когда люди знают, в чем причина их страданий (не знают — мы объясним), знают, что с этим делать (не знают — мы научим)… и все равно ничего не делают.
И что делать теперь — непонятно.
Не случайно в одном из социологических опросов на первое место вышла проблема, заключающаяся в том, что люди знают, что нужно делать, чтобы улучшить свою жизнь, но ничего не делают.
Прокрастинация (откладывание дел на потом) уверенно выходит на передний план современной психологии и психотерапии.
Как всех загнать в рай?