Можно ли считать видеоигры искусством? Вообще - да, но сегодня не об этом. Все мы знаем об Эрмитаже, Лувре, Британском музее - там хранятся признанные шедевры изобразительного, и не только, искусства. У всех этих заведений есть ещё и громадные архивы, где хранится просто тьма всего, что по каким-то причинам не выставлено в залах. Зачем? Чтобы через несколько десятков лет, люди также смогли посмотреть на эти творения, узнать их историю и конечно восхититься. И я думаю, что игры и игровая индустрия заслуживают такого же отношения!
С вами Финальный босс, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Присоединяйтесь к каналу в Telegram для получения порции мемов и моей жизни, серверу Discord для общения, поиска напарников для игр и халявных игр и к YouTube, если вам сложно засыпать!
И даже возможно, ещё более бережного отношения, потому что технологии, которые использовались 40 лет назад имеют свойство просто стираться (размагничиваться). К сожалению, сейчас в мире довольно мало поддерживаемых государствами заведений, которые могли бы и хотели бы взять на себя эту роль (Если национальные музеи в США и UK). Именно поэтому, сохранение истории видеоигр лежит в руках групп энтузиастов, которым не безразлично, смогут ли будущие поколения увидеть Commodore 64 или консоль с Pong!
Лично я никогда особо не задумывался, что хранилища/архивы стоят больших денег. Моя мысль до недавнего времени была: "Ну арендуй ты ангар, где-то в ж*** мира, расставь шкафы и разложи всё барахло в них". Но это мнение было развеяно, когда я изучал, как работают эти архивы.
Первое, что вам понадобиться кроме помещение - соблюдение условий хранения: температура, влажность, освещённость, магнитные поля, пылезащита - и это только то, что лежит на поверхности.
Второе - каталогизация. И вот эта штука меня крайне поразила. Все мы наверно можем себе представить каталог в библиотеке. И только со стороны может показаться, что это довольно просто. Но там должно быть гораздо больше информации чем: название, издатель, год выпуска. А ещё как минимум: аннотация, платформы, формы дистрибуции, страны распространения, наследие, пасхалки, референсы, цена, число проданных копий за месяц, варианты обложек и место в архиве (и это просто первое, что мне ещё в голову пришло, у архивариусов конечно пунктов наверняка побольше) - и это всё относится только к самим играм, а ещё есть платформы и сопутствующие вещи.
Третье - не загреметь в тюрьму из-за проблем с законом о "защите авторских прав". Т.к. одно из направлений архивов - это диджитализация физических носителей игр, и здесь начинается поле проблем с копированием, распространением, демонстрацией, хранением копий кода, защищённого авторским правом. С некоторыми издателями удаётся договориться, некоторые - тащат организации в суды. Ну а правительства, лидирующих по видеоигровым архивам, стран кажется не совсем понимает, как им можно помочь.
В общем, архивы - дело тонкое и сложное. Поэтому глобальных архивов не так много и они часто выступают ещё и как музеи, чтобы отбивать хоть какие-то затраты на возможность сохранения истории.
Многие "группы по интересам" собираются и выбирают какую-то определённую тему или платформу, потому что охватить всё - просто нереально. Ниже я приведу несколько таких обществ и немного их опишу:
VAPS (Vintage Arcade Preservation Society) - ребята, сфокусировавшие свои старание вокруг аркадных автоматов и игр для них. Сейчас в распоряжении группы находятся 150 тысяч рабочих автоматов с чуть менее чем 7 тысячами уникальными играми.
GRS - (The Game Preservation Society) - японская группа, которая ставит своей целью сохранение японского наследия с 70-х, 80-х и 90-х годов. Но конечно не ограничивается ими. В коллекции общества сейчас находятся 20 000 видеоигр и 30 000 предметов с ними связанных.
SPS (Software Preservation Society) - В основном сфокусированные на игры, вышедшие на компьютеры Commodore. В их распоряжении более 6 тысяч игр, которые были успешно оцифрованы и теперь сохраняться для возможности в них поиграть.
Embracer Games Archive - нашумевшие ребята, которые скупают просто тонны игровых студий, не так давно открыли и свой архив, который уже насчитывает более 60 000 объектов, включая игры, консоли и околоигровые вещи. Именно их фотографии вы можете видеть в статье.
Таким образом, по всему миру раскиданы национальные и коммерческие музеи, архивы, персональные коллекции и групповые хранилища. Десятки тысяч людей работают над тем, что сейчас может показаться не таким уж и нужным. Но они всё равно преданы своему делу и показывают другим, что история - это важная часть нашей с вами культуры.
Лично я был пока только в музей советских игровых автоматов в Санкт-Петербурге, но очень надеюсь посетить ещё какие-нибудь. Кстати, в Риге есть свой небольшой музейчик, так что, если вы хотели бы увидеть фотоотчёт по походу туда - влепите лайк!
А как вы думаете, стоит ли сохранять старые игры, игровые автоматы и прочие связанные с видеоиграми вещи? Должно ли заниматься этим государство или пусть лучше энтузиасты трудятся? Хотели бы сами побывать в каком-нибудь видеоигровом архиве?
Если статья тебе зашла – не поленись оставить свой царский лайк. С вами был Финальный босс, присоединяйся на других площадках: Telegram, Discord, YouTube, чтобы держать руку на пульсе игровых событий, до связи!
Хочешь поддержать меня? Вот отличный способ! Сделать донат