18,1K подписчиков

Живу в Чехии и рассказываю, что у нас тут делается с электричеством, ценами и с полками в магазинах

150K прочитали

Вчера две подруги из России спросили: «У вас электричество-то вообще есть?» У нас есть, никуда оно не делось. И отопление есть. И бензин продается. И в магазинах всё есть. Точнее, практически всё. Об этом будет ниже. А цены вот растут...

Кто сюда заглянул впервые, то меня зовут Мария, в Чехии живу почти 20 лет, рассказываю о жизни в этой стране изнутри. И люблю общаться с подписчиками в комментариях, т. к. там порой объявляются очень интересные мысли.
это я
это я

Электричество

Про стоимость киловатт-час сложно сказать, у всех разные тарифы, но я знаю, сколько он стоит у меня в офисе: 2 кроны за кВт⋅ч (5,5 рублей). Но эта цена не эталон. Вообще же, на сайтах поставщиков энергии куча разных тарифов. И ещё понятно, что если есть договорная фиксированная цена, то она не должна поменяться, у меня в офисе договор на 3 года, каждые 3 года перезаключается, по идее в 2023 году должны быть изменения. UPD.: 2 кроны за кВт⋅ч - это низкий тариф, который за электрокотел, а еще у меня есть высокий тариф, который за всё остальное. Там 6 крон за кВт⋅ч (17 рублей).

Ну, а что конкретные платежи? Например, мы платим за квартиру 90 м2 с лета 1600 крон за месяц, а до этого платили 1100 крон, в рублях это 4400 и 3000. Коллега мужа за двухэтажный домик платил раньше 5000 крон (14 000 рублей), а с осени ему подняли цену на 27 000 крон (74 000 рублей) в месяц. Коллега вообще в шоке. Кто у него поставщик энергии — муж не знает. За офис (сравнимый по размеру с 3х комнатной квартирой-студией) с электрическим котлом, дом с XVIII века, центрального отопления там нет, я плачу с марта 2740 крон в месяц (7500 рублей) . Увидим, какой счет мне придёт в марте.

фото из архива автора: площадь с рождественской ярмаркой в центре города Пльзень
фото из архива автора: площадь с рождественской ярмаркой в центре города Пльзень

Если взять в общем и целом, то электроэнергии у Чехии избыток. Лишнюю энергию Чехия успешно продаёт немцам. Правда, непонятно по какой причине для домашних потребителей цены электроэнергии делают такими же, за какие продают в Германию.

Бензин

Бензин как весной поднялся в цене, так такие цены и стоят. Лишний раз подумаешь, что дешевле: поезд или машина. Правда, надо сказать, что весной цены доходили до 47-48 крон (130 рублей) за литр, а сейчас он немного подешевел: 37 крон за литр (101 рубль). Но всё равно, это дороже, чем раньше было.

Чего не хватает

А не хватает, как ни странно, лекарств. Подруга пошла ребёнку купить нурофен и панадол — сиропы, а нету. Все аптеки объездила — в какой-то отдаленной ей дали последний нурофен-сироп и последний панадол свечками. В Интернете тоже ничего нет. Я тоже бегала за панадолом, мне продали детский парацетомол в таблетках, и то аптекарь оказалась мама одногруппницы сына из садика. Тоже говорит, что запасы заканчиваются. Это что? Вчера я хотела мужу купить синупрет-форте, и того больше нет. Делают что-то подобное, но другой фирмы.

Фото из архива автора: город Пльзень с башни костела св. Варфоломея
Фото из архива автора: город Пльзень с башни костела св. Варфоломея

Ну, как говорится, а в остальном всё хорошо. В магазинах всё есть, правда, цены не радуют. И да, за центральное отопление хотят повысить цены после нового года. Даже у нас в городе Пльзень, хотя у нас ТЭЦ не на газе и не на угле, а на переработке мусора работает. Видимо, общий тренд. Короче, экономику частично угробил знаменитый китайский вирус, а добивается она санкциями. Хотя… После ковида было много чего закрыто, а сейчас вроде как, наоборот, открывается.

А как у вас с лекарствами? И ценами? Бензин сколько стоит?

Вам понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, автору приятно. Ну, и подписывайтесь на канал, для подписчиков у меня есть бонус: бесплатные уроки чешского, видимые только подписчикам. Подпишитесь, обновите страничку и вы их увидите во вкладке «Уроки чешского» у меня на канале.