Треки музыкального проекта TATPUNK, который выпускает песни известных татарских исполнителей в современной обработке, набирают популярность в соцсетях. О том, как возникла идея «переосмыслить» популярную татарскую музыку и почему это актуально у молодежи, рассказал в интервью «Татар-информу» основатель проекта, пожелавший остаться неизвестным.
«Мы не занимаемся протестом, наш стиль — это игра слов, преданность традициям и постирония легкого уровня»
– Как возникла идея перепевать татарских исполнителей, почему именно в виде ремиксов и для кого ваша музыка?
– Какого-то определенного адресата у нашего творчества нет. Его оценят в первую очередь молодые ребята, потому что у нас звучат 808-е и современные семплы. Надеюсь, на нашу музыку обратят внимание и те, кто постарше, потому что это ремиксы на «их» музыку. Эти песни нам настолько понравились, что захотелось их максимально сохранить и переосмыслить. Всё завертелось на волне возрождения интереса к национальной культуре. Посмотрите клип Хании Фархи про Альдермыш. Он такой уютный. Нам захотелось и песню сделать, и клип снять с отсылками к оригинальному. Показали запись друзьям и знакомым, а они сказали, что нам нужно продолжать. Вот так и «завирусилась» наша идея на локальном уровне. Хотя изначально мы не планировали заниматься этим проектом всерьез.
– На ваш взгляд, в чем секрет успеха?
– Дело в том, что фонк — это популярный нынче жанр музыки, под который обычно выкладывают видео с дрифтующими автомобилями. Музыка достаточно агрессивная, с жесткими ударными и тяжелым, синтезированным басом. Существует очень много ремиксов в стиле фонк на любые песни. Технически создать их не сложно, поэтому жанр очень популярен среди школьников. Но сделать хороший и качественный ремикс… Не знаю, задавался ли кто-то такой идеей, кроме нас.
В нашей команде все ребята — профессиональные музыканты, работающие в известных коллективах. Соответственно, подход к написанию аранжировки у нас кропотливый, утонченный. Наверное, именно это привлекает наших слушателей.
– Как можно охарактеризовать вашу музыку? Чем вдохновлялись?
– Скажем так. В традициях 90-х годов было принято семплировать хорошую эстрадную или джазовую песню. Делать из нее что-то на тот момент современное и интересное. Этим подходом мы вдохновились и сделали что-то, что зазвучало бы как «если бы музыканты группы Three Six Mafia жили в наши дни в Татарстане». Такая мини-рецензия нас улыбнула и, в принципе, даже стала отчасти нашим кредо.
«В первую очередь люди должны оценивать наше творчество и результаты»
– Как называются те известные и популярные коллективы, в которых выступают участники вашего проекта TATPUNK?
– Мы не будем этого озвучивать. Не скажу, что это большой секрет, но мы решили придерживаться анонимности. Хотелось сконцентрироваться на музыке. Мы не прячемся, не скрываемся, но решили избрать такой вот образ: относительная анонимность. Относительная — потому что многие нас все-таки узнают. Но мы не хотим, чтобы нас слушали из-за того, что «о, а знаешь, что вот этот самый играет вот там?».
В нашей команде кто-то пишет аранжировки, кто-то преподает музыку, я по совместительству преподаватель университета. Нам важно, чтобы оценивали наше музыкальное творчество.
– Маски и балаклавы надели тоже по этой причине?
– Балаклавы — это отсылка к модным образам в техно-тусовках. Все эти цепи, значки анархии в последние годы, как правило, стали просто модным атрибутом и не несут первоначальных, истинных значений. Не то чтобы мы их высмеиваем, что мы такие правильные и знаем историю панк-музыки. Мы просто отражаем это в своих работах.
– Тогда что такое панк в вашем понимании? Как вы объясняете это? Почему слово фигурирует в названии вашего проекта?
– Панк всегда был протестом. Не сказать, что мы яро протестуем против чего-то в своем творчестве. Но смешение татарской эстрады и фонка – это своего рода что-то протестное. Тут и отсылка к Daft Punk (любимая группа коллектива), и игра слов. Сразу вспоминается и «Татмак», и какой-нибудь «ТатАгроХимСтрой». Но прежде всего была вот такая история. Как-то мы слушали с коллегой музыку, играл гранж с элементами шугейза. И коллега спросила: «О, а это рок, да? Жесткий какой-то. Это панк-рок». То есть для тех, кто не живет музыкой так глубоко, не получает удовольствия от классификации жанров, для них что метал, что фонк, что грайндкор — все это меняется знакомым и обобщающим термином «панк». Это ни в коем случае не плохо и не хорошо, просто интересный и забавный факт. Своеобразная ирония.
– Каковы ваши дальнейшие планы? Будете ограничиваться только одним жанром?
– Мы не ограничены жанрами и идеями. В новом релизе будут треки и собственного сочинения, не только ремиксы. Уже есть треки в стиле нью-джаза, инструментальные композиции, есть договоренности с некоторыми артистами о совместной работе. Раскрывать их, конечно же, пока не будем. Но вы их знаете, должно получиться что-то очень хорошее. Поэтому следите, мы уже есть на всех цифровых площадках, послушать можно всегда и везде.
Арина Потапова