Раздел X Трудового кодекса РФ в марте 2022 года претерпел серьезные изменения. Разбираемся, как с учетом нововведений организовать охрану труда в аптеке без сучка без задоринки.
Этап 1. Назначаем лицо, ответственное за охрану труда
Поскольку в аптеке работает менее 50 человек, согласно ст. 223 ТК РФ ответственным за охрану труда назначается один из работников, как правило, заведующий аптекой. Приказ о назначении составляется в свободной форме. Для специалиста необходимо разработать должностную инструкцию либо дополнить уже существующий документ.
Этап 2. Организуем проведение инструктажей
- Разрабатываем программу инструктажей и утверждаем ее приказом в произвольной форме, опираясь на примерный перечень тем из приложения № 1 к Порядку обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, утвержденному постановлением правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее – Порядок)
- Проводим вводный и при необходимости первичный инструктаж для работников, возможно, в устной форме и проверяем знания (п. 23 Порядка)
- Оформляем результаты в порядке, утвержденном в локально-нормативном акте (п. 88 Порядка). Для регистрации проведения инструктажей оптимальным вариантом становится журнал
Этап 3. Проводим обучение
Вновь принимаемые или переводимые на другую работу сотрудники проходят любой из видов обучения – по оказанию первой помощи пострадавшим, использованию (применению) средств индивидуальной защиты, требованиям охраны труда – не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Периодичность, как правило, 1 раз в 3 года.
В первую очередь необходимо обучить работодателя, заведующего аптекой, специалиста по охране труда в учебном центре, а после организовать обучающий процесс для рядовых работников внутри организации.
- Составляем перечень должностей работников, подлежащих обучению – как правило, это заведующая аптекой и еще 2 сотрудника для создания комиссии
- Создаем комиссию по проверке знаний в количестве не менее 3 человек и утверждаем ее приказом
- Разрабатываем программу обучения с учетом примерных тем согласно приложению № 2 Порядка и утверждаем ее приказом
- Проводим и оформляем документы о проверке знаний внутри компании
По итогам прохождения обучения составляется протокол проверки знания требований охраны труда на бумажном носителе или в электронном виде (п. 91 Порядка).
Отсутствие в аптечной организации документов, подтверждающих проведение обучения и проверку знания требований охраны труда работников, может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, инспектор труда может вынести предписание об отстранении от работы всех не прошедших обучение (ст. 76 ТК РФ), в том числе заведующего аптекой.
С 01.03.2023 обучение внутренней комиссией по охране труда можно будет осуществлять только после регистрации в специальном реестре в информационной системе охраны труда Минтруда
Этап 4. Создаем систему управления охраной труда
Примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ) утверждено приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н.
Этап 5. Проводим оценку профессиональных рисков
Необходимо скорректировать либо разработать Положение о системе управления профессиональными рисками, используя рекомендации Минтруда РФ в работе по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков.
Можно руководствоваться приказом Минтруда РФ от 28 декабря 2021 года № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков», а также приказом Минтруда РФ от 31 января 2022 года № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
Хорошим подспорьем для подготовки аптеки к плановой проверке являются проверочные листы, утвержденные приказом Минтруда РФ от 01.02.2022 № 20, которые можно найти на официальном сайте Роструда
#охранатруда #трудовойкодексрф #аптеки #инспекциятруда