Перед режиссером Антуаном Фукуа и актером и продюсером Уиллом Смитом можно торжественно снять шляпу – у них обнаружился явный талант варить кашу из топора. Главный трюк "основанного на реальных событиях" фильма "Освобождение" заключается в том, что реального в нем, по большому счету, только одна размещенная в газете фотокарточка. Ни происхождение, ни подлинная история, ни даже полное имя главного героя картины неизвестны – всё, что о нем сообщается в справочниках, записано с его слов и никак не проверялось. В общем, "реальность" "Освобождения" весьма условна, но я всё же попробовал собрать крупицы информации о беглом рабе Питере, чтобы сравнить их с сюжетом ленты. Вот что в итоге получилось...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Как всегда, отвечаем на самые важные вопросы.
На чем основан сценарий фильма "Освобождение"?
О подлинной истории раба, бежавшего с южных плантаций и вступившего в армию Союза, почти ничего достоверно неизвестно, однако продюсер Джо Макфарланд в 2018 году ей так заинтересовался, что два года провел в поисках документов, подтверждающих и расширяющих биографию самого известного чернокожего раба времен Гражданской войны. Увы, чего-то действительно значимого найти не удалось, и сценарист Уилльям Коллаж досочинил необходимое для фильма "мясо". Именно из-за существенного количества добавленных героев, сцен и сюжетных линий имя прототипа в картине пришлось изменить – реального раба звали Гордон, а персонажа Смита зовут Питер (для простоты ниже буду называть Питером и реального героя).
Каким было подлинное имя беглого раба, называвшего себя Питер?
Путаница с именем возникла из-за того, что за мифологизированной историей беглого раба могут скрываться судьбы двух разных людей. Источником знаний о Питере/Гордоне являются два документа: запись опроса чернокожего мужчины в штабе армии союза и статья в журнале Harper's, описывающая побег раба с южной плантации. Не факт, что это биография одного и того же человека. Есть вероятность, что две персоны соединены искусственно – фигуры и лица на фото Гордона/Питера в отчете и журнале отличаются, как отличаются и некоторые детали рассказа. По одной из версий, Питер – это имя данное мужчине хозяином на плантации, поэтому он поспешил отказаться от него и назваться Гордоном, но и этому нет никаких доказательств.
Был ли Питер действительно жестоко избит надсмотрщиками?
Да. На плантации Джона Лайонса, где работал Питер, действовали весьма суровые правила – малейшие провинности наказывались жестокими побоями, запиранием в клетку, пытками и голодом. Когда реального Питера перед его знаменитой фотосессией спросили о последнем его избиении, беглый раб рассказал о том, что за два месяца до рождества 1862 года его избили и выпороли плетьми. Экзекуцию проводил надсмотрщик по имени Артайу Кэрриер, сам же Лайонс при этом не присутствовал.
Правда ли, что после порки Питер на две недели выбыл из строя?
Да. По-видимому, жестокое наказание повлекло заражение и лихорадку, поскольку в последующие дни Питер не только не смог вернуться к работе, но и, по его собственным словам, "обезумел" – он сжег всю свою одежду, угрожал всех перестрелять, а после лишился части воспоминаний. Сразу после того, как Питера высекли, к нему в хижину заглянул рабовладелец Джон Лайонс – увидев, насколько сильно избит раб, хозяин уволил перестаравшегося надсмотрщика.
Есть ли реальный прототип у персонажа Бена Фостера?
Скорее всего, нет – никакого охотника за головами тех времен по имени Джим Фассел исследователи темы найти не смогли. Видимо, это собирательный образ, поскольку на больших плантациях и надсмотрщики, и охрана, и те, кто занимался поиском и поимкой бежавших рабов, часто сами были чернокожими. Надсмотрщики из числа рабов назывались "погонщиками" – за их работой наблюдали вооруженные белые мужчины, поскольку погонщики часто оказывались более жестокими к своим соплеменникам, чем кто-либо еще. Судя по имени, избивший Питера Артайу Кэрриер вполне мог быть темнокожим рабом из Африки или Гаити.
Были ли у реального Питера жена и дети?
Единственный раз, когда Питер упоминал о жене, и это было документально зафиксировано – это его опрос перед вступлением в армию Союза. Реальный Питер рассказал, что едва не убил жену, когда на него нашло "сумасшествие" после избиения плетьми. Ни настоящее имя, ни возраст супруги Питера историкам выяснить не удалось. Больше того, о детях мужчина ни разу не упоминал, так что они точно являются вымыслом авторов картины.
Действительно ли Питер был продан другому хозяину, и это заставило его бежать?
Нет. Стимулом для побега Питера в фильме стала разлука с семьей, но в реальности прототип героя картины бежал из владений Джона Лайонса, в собственности которого находился, как минимум, с 1860 года. Джон и Бриджит Лайонс владели хлопковой плантацией площадью 1200 гектар, на которой работало 38 рабов. В фильме Джона Лайонса называют сенатором, но реальный Питер своего белого хозяина звал "капитаном".
Правда ли, что Питер пытался сбить ищеек со следа, натираясь луком?
Да. Этот способ он узнал от одного из рабов с той же плантации. Покинув владение рабовладельца, Питер прихватил несколько луковиц – и после каждого пересечения болота или протоки натирался луковым соком. Острый запах действительно сбивал с толку ищеек, но в фильме показаны не поисковые собаки, а бойцовые – такие редко полагаются только на запахи.
Сколько времени потребовалось Питеру, чтобы добраться от плантации до армии Союза в Батон-Руж?
По свидетельству самого Питера, расстояние в 70 километров, разделяющее плантацию Лайонсов и Батон-Руж, он преодолел за десять дней. Беглецу пришлось пробираться через болота, нетронутые человеком заросли и топкие протоки, поэтому, когда Питер добрался до расположения войск в Батон-Руж, его одежда была изодрана в клочья, а всё тело покрывал плотный слой грязи.
Действительно ли Питера едва не съел аллигатор?
Нет. Точнее, никаких свидетельств этому нет ни в той информации, которую предоставил сам Питер, ни в показаниях других людей причастных к истории беглого раба. Конечно, южные штаты США кишат опасными аллигаторами, но, по-видимому, во время преодоления болот Луизианы герой ни разу не наткнулся на опасного противника.
Правда ли, что фотография изуродованной спины Питера переломила ход Гражданской войны?
Это трудно отрицать. Сделанные фотографом из Нового Орлеана Уильямом Д. Макферсоном и его помощником мистером Оливером шокирующие фотографии шрамов на спине Питера стали одним из самых широко распространенных свидетельств жестокости рабства во время гражданской войны. Их также можно назвать самыми значительными и тревожными примерами бесчеловечности и несправедливости практики рабовладения. В середине XIX века фотоизображения еще не были достаточно распространены даже в СМИ, поэтому кадры, размещенные в журнале Harper's, оказались действительно новым поворотом в демонстрации уровня насилия над рабами. Общество не могло более игнорировать проблему и в отношении к рабовладению наступил перелом.
Попутно, к моменту выхода журнальной публикации северяне испытывали серьезные затруднения на фронте и были готовы к тому, чтобы заявить о поражении после ряда существенных разгромов на поле боя. Фото Питера/Гордона подстегнуло вступление в ряды армии Союза чернокожего населения и увеличение финансирования армии со стороны белых буржуа. В какой-то мере, фото изуродованной шрамами спины беглого раба произвело тот же эффект, что и гибель Эммета Тилла, о котором я рассказывал в предыдущем материале рубрики.
Был ли подобный уровень жестокости распространенным явлением?
К сожалению, да. Поразительный уровень жестокости и насилия запечатлен не только в книгах и фильмах, множество ужасающих подробностей открылось, когда в руки общественности попали документы того времени, составленные докторами и торговцами живым товаром. В многочисленных журналах учета продаж и содержания рабов были скрупулезно перечислены "дефекты" и результаты побоев рабов – многие из них поражают уровнем людоедства надсмотрщиков и охранников. Сюда же можно отнести показания докторов армии Севера, к которым постоянно поступали новые партии освобожденных рабов Юга. Один из полевых лекарей писал знакомому с фронта: "Ты видел только одно фото в журнале, я же таких спин видел сотни. И если кто-то будет заикаться о гуманном отношении к чернокожим в Луизиане, покажи им это фото и передай мои слова. В этих местах давно забыли о человечности".
Действительно ли Питер проявил героизм на поле боя?
В фильме показан небольшой эпизод участия Питера в боях армий Севера и Юга, но о каком-то подтверждении его героических военных качеств говорить не приходится – их просто нет. Зато в журнальной статье указывается на занятный случай из армейского прошлого беглого раба. В одном из боев, якобы, Питер был ранен и оказался оставлен на поле боя после отступления своих. Солдаты Конфедерации нашли полуживого Питера, связали ему руки, избили и бросили умирать, однако мужчина смог избавиться от пут, покинул опасный участок и смог добраться до своих. Доказательств этому, как вы понимаете, кроме слов самого Питера, нет.
Вернулся ли реальный Питер к своей жене?
На этот вопрос никакого ответа не существует – какая-либо информация о судьбе Питера/Гордона после его приема в армию Союза отсутствует. Историкам неизвестно, пережил ли мужчина Гражданскую войну, нашел ли свою жену, вернулся ли к нормальной жизни. Следы человека, изменившего ход войны были навсегда утеряны.
Насколько похож персонаж Уилла Смита на реального Питера?
О фотографическом сходств в данном случае говорить неуместно, ведь до наших дней сохранилось всего две фотографии, на которых изображен Гордон (или Питер, как в фильме), причем нет полной уверенности в том, что на фото один и тот же человек. Одна фотография – всемирно известный кадр с оголенной изуродованной спиной, вторая же – изображение чернокожего мужчины, под которым указано: "Беглый раб, преодолевший 40 миль, чтобы присоединиться к армии Союза". В какой-то момент историки решили, что и там, и там изображен один человек, но это может быть ошибкой. В любом случае, сходство Уилла Смита с людьми на фотокарточках весьма условное.
Насколько вообще точен фильм "Освобождение"?
Из всего вышеуказанного можно легко понять, что подтвержденных источников для съемок двухчасового художественного фильма у Антуана Фукуа и Уилла Смита было явно недостаточно. Поэтому простор для вымысла у сценаристов был весьма большой – всё, что связано с семьей Питера, с подробностями его побега с плантации и участия в Гражданской войне, придумано и добавлено в сценарий по велению сердца авторов. Фукуа утверждает, что им двигали благородные цели – через свое "Освобождение" он хотел подарить миру чернокожий вариант "Списка Шиндлера", историю невероятной жестокости, которая навсегда должна быть отвергнута человечеством. Получилось или нет – скоро увидим.
И еще раз напоследок укажу, что прежде с таким не сталкивался – картина снята на основании короткой записки на обороте фото и явно существенно приправленной вымыслом короткой журнальной статьи. Об исторической достоверности здесь речи идти не может, но за смелость авторам стоит выразить респект. Посмотреть было любопытно. Если же и вам понравилось разбираться в истории – добро пожаловать на страницы моего канала, таких материалов скопилось уже достаточно (каталог в трех частях: первая, вторая, третья). Ну, и вообще – заглядывайте на канал Киноведа в штатском здесь и в телеграме регулярно, у нас бывает занятно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, никогда не сдавайтесь, и...
Увидимся в кино!