Найти в Дзене
Морена Морана

Потратил 4 года на то, чтобы отобрать у жены права

В интернете все сейчас комментируют пост какого-то гражданина, который хвастается, что отобрал у жены права еще в 2017 году. Тогда у них что-то не заладилось, семья была близка к распаду. И вот он решил, что это все от излишнего равноправия, и стал пробовать новую модель отношений, как ему кажется, патриархальную. Стукнул кулаком по столу, сказал, что будет все решать сам, а жена пусть не ходит больше на работу.

На самом деле, патриархатом там и не пахнет, потому что патриархат – это все-таки отработанная веками система, при которой определен уклад жизни не просто конкретной семьи, а целых поколений. И там большую роль играют именно детско-родительские отношения, а не просто отношения мужа и жены. Например, при патриархате по любви никто особо и не женится – пару подбирают родители. И все работали, если не аристократы, кто в поле, кто где. И в случае потери кормильца женщину поддерживала большая семья, а не минимальное пособие по безработице. А это какая-то другая модель, что-то похожее на американские открытки 50-х годов, где папа работает, а мама красивая. Только на минималках.

Почему на минималках? Процитирую, пожалуй. «Вы даже представить себе не можете, как её ломало в первое время. Ломало, когда нужно было попросить у меня деньги на что-то. Ломало, когда был сложный финансовый период, она хотела большего чем я мог дать. Ломало, когда она переживала, что я найду себе другую и уйду. А она останется на улице без опыта работы, и так далее».

Сейчас вроде бы в семье все хорошо. Жена ухаживает за домом, мужем и детьми, при этом успевает посещать тренажерный зал. Может раз в полгода позволить себе новую пижаму, а иногда и новый сервиз. Иногда вроде бы выходит с книжечкой к Финскому заливу в любой день, а не только в выходные, и что вам не нравится?

А я объясню, что мне не нравится, и почему у меня двоякое ощущение от этого поста. Дело в том, что у меня был опыт «зависания» дома на полгода примерно. Я тогда сама приняла решение уйти с работы, поняв, что хочу заниматься чем-то другим. Когда мне стало невмоготу, я поговорила с мужем, сказала, что мне нужно отдохнуть, осмотреться, восстановить нервную систему. Еще и ребенок шел в первый класс. Муж поддержал меня, и это были очень счастливые полгода. Я отдыхала, правильно питалась, ходила в зал, устраивала всякие детские веселухи. Тогда же начала что-то писать, тогда же завела блог.

Я очень благодарна ему, кстати, за этот период, за поддержку, за возможность передышки. За то, что вместе со мной прикидывал, как мне двигаться дальше, как себя применить. За то, что переживал со мной первые радости и сложности творческого пути. Но вот в чем нюанс. Для того, чтобы мне помочь залечить раны и найти свой путь, ему не понадобилось откусывать ни крошечки моих прав. Ни кусочка.

В рамках этих отношений мы продолжали оставаться парой, в которой не делят власть. И мне в голову бы никогда не пришло назвать этот счастливый период словом «ломало». И мне бы в голову не пришло ничего выпрашивать – мы вместе прикидывали, что можем себе позволить, поскольку бюджет временно урезан. И именно поэтому я вижу в описанной гражданином модели что-то очень зловещее.

Потому, что для того, чтобы ходить в спортзал, заниматься домом и детьми, и читать книги у залива, или просто лежа на диване, не нужно никакие права ни у кого отбирать. Нужно просто временно определить роли каждого. И договориться о взаимной поддержке. Все это прекрасно делается в рамках действующего законодательства, и в рамках отношений без иерархии. Не нужен тут никакой хитрый нью-патриархат.

Права отбираются совсем с другими целями. Как правило, с двумя. Если человек недееспособен, чтобы его защитить от самого себя . А если дееспособен – чтобы сделать его своим подчиненным, а то и рабом. Кроме того, возвращать права всегда сложнее, чем их отдавать. И в этом свете описанная новым патриархом картина уже совсем не такая радужная…