Найти тему

Неудобная проблема, которую очень сложно решить при нынешней системе музыкального образования

Впервые эта мысль для меня отчётливо прозвучала на лекции по методике в консерватории. Профессор вела беседу о музыкальных способностях элементарного и высшего порядка. Она обратила внимание на то, что этот вопрос сейчас стоит очень остро, так как является одной из неудобных проблем, решить которую при нынешней системе обучения очень сложно.

Но давайте сначала уточним, о чём идёт речь.

В обучении музыке способностями элементарного порядка считаются:

память, быстрота реакции, сообразительность, физические данные, координация и т.п.

Способности высшего порядка – это

чувственное восприятие музыки, художественный вкус, оригинальность мысли, способность к образному мышлению и прочие смысловые и эмоциональные аспекты.

Так вот, способности элементарного порядка обнаруживаются легко. А способности высшего порядка , то есть те, которые касаются художественности и музыкальности, могут в ребёнке присутствовать, но так и не быть обнаруженными. Почему? Давайте разбираться.

Скажу сразу, что данная классификация, конечно же, имеет отношение именно к характеристикам музыкальных способностей. Ведь очевидно, что для анализа таланта к математике или физике, например, она была бы абсурдной.

Но, вернёмся к начинающим музыкантам. Если элементарные способности у ребёнка не на высоте, то высшие могут так никогда и не заявить о себе. То есть, художественно одарённый ребёнок часто не может свои способности проявить из-за того, что вся система обучения выстроена не от музыкальности и художественности, а от памяти и сообразительности. То есть, вся программа «заточена» под сообразительных, а не под художественных. И вариантов нет – господствует единая система, которая медлительных и не особо сообразительных выбрасывает за борт. И неважно – музыкальные они натуры или нет. Они долго и медленно учат, поэтому плохо справляются с программой, и в итоге знаний недополучают.

Совершенно очевидно, что лучше всего обучаются дети, у которых и элементарные, и высшие способности ярко выражены. Для удобства повествования условно поместим их в категорию «А».

На втором месте – те, у которых развиты элементарные способности, но слабое художественное восприятие. Они не слишком музыкальны, но зато сообразительны, всё быстро учат и запоминают, пальцы бегают, они довольно дисциплинированы, а поэтому хорошо сдают экзамены и получают высокие баллы. Поместим их в категорию «Б».

Далее идёт категория «В» - это музыкально одарённые дети, тонкие натуры, оригинально мыслящие, творческие, обладающие прекрасными способностями высшего порядка, но имеющие плохую память и обладающие медленным мыслительным процессом. Поэтому, как правило, играют они плохо, так как к экзаменам только-только успевают выучить текст. Изначально они любят искусство, очень хотят научиться играть, но столкнувшись с непосильными для себя требованиями программы, веру в положительный исход своих занятий теряют, а вместе с ней умирает и интерес. Для этих детей нужно больше времени на освоение программы и для них нужен иной подход.

И, наконец, категория «Д» - ребятишки, занимающиеся для общего развития, дети с низкой обучаемостью и слабой художественной восприимчивостью, учащиеся, чьи способности находятся в иных сферах - не музыкальных.

С группой «А» всё понятно, они заслуженно лучшие, они потенциальные музыканты, среди них будут лауреаты и звёзды.

Ребятишки, подходящие под категорию «Б» тоже проблем не испытывают, они не слишком выразительно играют, но на оценки это не влияет.

Под учащихся категории «Д» нужно подстраиваться, чтобы они хоть немного научились играть для себя и более или менее понимали музыку.

Проблему составляют именно дети из группы «В». Это потенциально одарённые музыканты, которых мы теряем. Это музыкально и художественно одарённые дети, но имеющие плохую память и обладающие медленным мыслительным процессом. Они не могут справиться с программой в том виде, в котором она есть. А простое облегчение программы – это ведь не выход, это путь в тупик.

Мы, конечно, можем сказать, что они мало занимаются дома. Это может быть действительно так, а может быть, их домашние занятия малоэффективны из-за медлительности и плохой памяти. Но ведь здесь мы ничего не можем сделать, мы можем изменить только то, что касается непосредственно нашей стратегии обучения. К примеру, мне не нравится зима. Я могу сетовать по этому поводу, но сетования мне не помогут. А поможет тёплый пуховик. То есть – какое-то конкретное эффективное решение. Так и с педагогикой.

Не облегчать одну и ту же программу, одну и ту же стратегию, а иметь варианты, отличающиеся друг от друга принципиально! Нужно иметь несколько стратегий обучения. Необходимы различные варианты сдачи зачётов. Наши варианты в музыкальных школах отличаются практически только сложностью программы, ну иногда ещё немного сокращается количество произведений для тех, кто не успевает. Это помогает нам отчитаться, но не помогает детям в учёбе.

Мы подчас определяем в музыкально одарённых учеников не тех детей. Группа «В» в отношении музыки талантливее группы «Б»! Просто ребятишки, чьи индивидуальные данные подходят под определения категории «Б», сообразительнее! Поэтому их результаты заметнее. Потому что, как говорил наш преподаватель методики, «вся система обучения выстроена не от музыкальности и художественности, а от памяти и сообразительности».

В наших руках сделать попытку изменить это. Речь не идёт о снижении планки требований – речь идёт о подходе с другой стороны!

Когда я поступила в консерваторию на композиторский факультет, я посещала все концерты пианистов (студентов). Я сама не смогла учиться, как пианистка, так как из-за травмы руки продолжение этой профессии было для меня закрыто. Но у меня была такая неумолимая страсть к фортепиано, что меня на эти концерты тянуло, как магнитом. До этого я считала, что все пианисты, которые учатся в консерватории, априори необыкновенно талантливы! А как же? Ведь такой конкурс, такой отбор! Некоторые действительно были великолепны! Но к своему удивлению, я обнаружила, что процентов девяносто студентов просто хорошо научены, техничны и способны выполнить программу. Но их игра безынтересна, эмоционально скупа, она совершенно не трогает. Вот что значит потерять группу «В»! В итоге в музыку приходит очень много людей способных интеллектуально, но не музыкально, не художественно.

Что делать? В первую очередь усомниться в полной непогрешимости существующей системы и пошатнуть в нашем представлении её тотальную монополию. А затем искать и искать пути для полноценного воспитания музыкально и художественно одарённых детей, которые, тем не менее, не могут в младшем возрасте быстро освоить ноты, быстро разбирать произведения. Всё это придёт к ним позже, если изменить стратегию их обучения.

Я вложила много лет в разработку иного подхода к обучению младшеклассников, в написание материалов методики, которая прокладывает дорогу к успешному обучению не только детям с высокой обучаемостью, прекрасной памятью и быстрым мышлением. Система «Ручные пьесы-упражнения» действительно работает и помогает решать те проблемы, которые без неё решаются очень сложно и долго, а для кого-то и не решаются вовсе. А также, благодаря своей структуре, методика позволяет хотя бы определить, найти этих музыкально одарённых ребятишек, даже если они не слишком быстро учат, запоминают, соображают.