Не откладывая в долгий ящик, вслед моим собственным воспоминаниям, на очереди детальный отзыв американской киножурналистки Джанет Мэслин
Джефф Бриджес играет обворожительного Стармена
Если «Человек со звезды» не окажет большого влияния на карьеру Джеффа Бриджеса, значит актёр выбрал не ту галактику для своей деятельности. В течение долгого времени - от фильма «Зима приносит смерть» и вплоть до «Несмотря ни на что», - мистер Бриджес избавлялся от детского жирка (в прямом и переносном смысле), превращаясь в удивительно естественного и симпатичного главного героя. В «Человеке со звезды» ему досталась роль, которая, сыграй её кто-нибудь другой, могла бы показаться и нелепой. В руках же мистера Бриджеса она становится поводом для нежно трогательной характеристики - прекрасная демонстрация актёрского сочетания изящества, точности и, казалось бы, небрежного обаяния.
«Человек со звезды», премьера которого состоялась сегодня в «Коронете» и других кинотеатрах, обязан оказать большую услугу и Джону Карпентеру. Учитывая, что к проекту заранее было приковано внимание из-за того, что "Колумбия пикчерз" когда-то предпочла его, а не похожего по тематике «Инопланетянина», режиссёр решил обернуть знакомые элементы из сюжета в свою пользу. Что плохого, если это научно-фантастическая притча с сексапильностью в придачу? Мистер Карпентер, совершивший решительный переход от жанра ужасов, придает истории быстрый темп, свежий взгляд, логику и связность, которые приветствуются в любом материале.
Мистер Бриджес появляется в этом фильме, материализуясь в Висконсине на полу хижины, где молодая вдова по имени Дженни Хейден (Карен Аллен) смотрит домашние киносъемки с участием своего покойного мужа. Посланный на Землю в форме бестелесного существа в ответ на приглашение «Вояджера-2» пришелец решает стать точной копией умершего. Голубой свет, летящий космический корабль, даже быстрорастущий организм (инопланетянин превращается из младенца во взрослого всего за минуту) могут быть основной фактурой в такого рода историях, но режиссёр Карпентер всё равно придает им элементы оригинальности. Фильм на всём своём протяжении сохраняет небольшое, но характерное визуальное преимущество, придавая новые оттенки даже таким местам, как Лас-Вегас и Долина монументов. Последняя на сей раз снята заснеженной.
Человек со звезды, как и инопланетянин Спилберга, должен поскорее вернуться домой, прежде чем ослабеет и погибнет. Что у него ещё общего с И-Ти, так это блаженная наивность и способность с феноменальной отзывчивостью перенимать земные обычаи. В случае со Старменом, это означает, что тот прекрасно всё запоминает, но из-за того, что комичным образом не придаёт значения нюансам, умудряется понимать кое-что не так.
Так фразу «Я не могу получить...удолетворения» из песни группы Rolling Stones, услушанную им на пластинке с «Вояджера-2», он принимает за реплику в разговоре. Наблюдая за тем, как Дженни управляет автомашиной, после того как ему удаётся настаять на том, чтобы его отвезли к месту встречи в Аризоне, он изучает реакцию на сигналы светофора и делает вывод, что действует правило «красный свет - остановится; зеленый свет - ехать; жёлтый свет - ехать очень быстро».
Кроме того «Человек со звезды» — это история любви, которая прослеживает растущую привязанность Дженни к точной копии своего мужа и ответное влечение Стармена (правда, как поступать при этом, он узнаёт, лишь посмотрев поздним вечером пляжную сцену в фильме «Отныне и во веки веков»).
Лучше всего это срабатывает там, где можно быть совсем сентиментальным, изображая земные обычаи так, как их воспринимает пришелец, который безгранично добр и по сути свят. По ходу сюжета выясняется, что Стармен может заводить автомобиль кончиком пальца и даже воскрешать мертвых. Несомненно, он результат развития более высокой цивилизации, однако ни Бриджес, ни Карпентер на этом внимание не акцентируют, что было бы ошибкой.
Актёр, по началу используя жесткие, механические движения головы и походку гигантского малыша, переходит к более лёгким человеческим жестам путём дедуктивного процесса, за которым публика может легко проследить. И он остается странным образом сбалансированным, даже когда его персонаж исключительно неуклюж.
Мисс Аллен - с широко раскрытыми глазами и хрипловатым голосом - убедительно перетекает от страха и недоверия к нежности. Ричард Джекел и Чарльз Мартин Смит фигурируют в несколько необоснованной побочной линии об усилиях правительства поймать Стармена с целью вскрытия, но в своих ролях так же убедительны. Как и Лу Леонард в качестве отзывчивой официантки, которую Дженни встречает на стоянке для грузовиков - в этом маленьком эпизодике она изрядно постаралась.
И привычные ужк похвалы достаются компании Industrial Light & Magic за визуальные спецэффекты, консультантам Джо Алвесу и Дику Смиту, Стэну Уинстону и Рику Бейкеру, которые вместе работали над сценой трансформации Стармена. Если вам когда-нибудь хотелось превратиться в космическое существо, монстра с кошачьими глазами или оборотня, следует позвонить этим людям.
Janet Maslin / New York Times (14/12/1984)
(с) Перевод с английского — Albert Magnus, специально для kin0guru