Найти тему
АиФ–Оренбург

Пошлые конкурсы выходят из моды. Как изменилась индустрия развлечений?

Оглавление
   Пошлые конкурсы выходят из моды. Как изменилась индустрия развлечений?
Пошлые конкурсы выходят из моды. Как изменилась индустрия развлечений?

На носу – новогодние праздники. Большинство россиян выбирает встречу Нового года в кругу семьи, но до боя курантов многих ещё ожидают корпоративы.

О том, как изменился подход к их организации, у кого предпочитают учиться ведущие, часто ли предлагают выпить и как отдыхают те, чья работа – чужие праздники?

Об этом рассказывает ведущий с 12-летним стажем Андрей Рязанцев.

Реже и дешевле

Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Какие основные отличия в организации праздников этого года с прошлым – позапрошлым?

Андрей Рязанцев: Увы, коллеги говорят о том, что однозначно есть тенденция к снижению количества заказов. Более того – некоторые клиенты, зарезервировавшие даты в начале осени ли даже ещё летом, сейчас перезванивают и отказываются от заказа. Вероятно, на бизнес подействовали призывы представителей власти отказываться от новогодних праздников, и направить эти освободившиеся средства на нужды армии.

Большинство же тех, кто решил все-таки праздновать, идёт по пути экономии – есть сокращение затрат на корпоративы. Раньше дополнительно могли заказывать артистов, музыкантов, различные шоу, сейчас спрос на артистов снизился – только ведущий, и всё. Некоторые раздумывают даже над тем, приглашать Деда Мороза или нет. Есть и те, кто переместили корпоратив из ресторанов в свой офис – тоже из-за решения сократить затраты.

- Какие пожелания бывают у клиентов? Или просто «чтобы было весело»?

- Сильно пожелания не изменились, они примерно те же, что и раньше. Из тенденций – повысился спрос на темы из ностальгии по культуре СССР или 90-х годов. Это музыка, телепередачи, фильмы тех лет, яркие наряды – пионерия, фиолетовые лосины, пышные прически, клипсы.

Кто-то не заморачивается никакими темами – нужны развлечения, и все. Это самый простой путь, ведущий готовится сам. Но некоторые над корпоративной культурой здорово работают. Иногда устраивают официальную часть, в которой, к примеру, вручают сотрудникам поощрения, грамоты по результатам года. Вообще, конечно, ведущему желательно знать нюансы работы организации, и разбираться в них. Ведь для коллектива милее всего, когда говорят о его внутренних темах, о которых посторонний человек и не знает, а для них это что-то очень актуальное. Приверженцы такого подхода обычно не ограничивается только одним новогодним корпоративом, но в течение года устраивает и другие корпоративные мероприятия – конкурсы, праздники.

Вообще, на праздниках бывает разная специфика, и в точности предугадать всё заранее невозможно. Вот отмечают, к примеру, юбилей, виновнику торжества – 55 лет. Одна компания хочет посидеть, поговорить, танцевать не поднимешь. А бывает такая компания, которая по тому же поводу просто «на ушах стоят» – и в конкурсах участвуют, и поют, и танцуют, и сценки разыгрывают.

То, каким конкретно получится праздник, зависит от привычек гостей. В трудовом коллективе, люди часто подбираются с похожим друг на друга складом. Определённая разнородность, конечно, всегда есть, но есть и общие характеристики. Например, программисты вряд ли пойдут хороводы водить. Это обычно ребята замкнутые, не публичные. Но они с удовольствием поучаствуют в интеллектуальных викторинах. А инжиниринговые компании, строители, промышленники – те готовы к более активному отдыху. Подстройка ведущего происходит на ходу, автоматически – ты просто видишь, какие игры, конкурсы конкретно для этой компании будут самое то.

Учить и учиться

- Сценарий ведущего – это интеллектуальная собственность, ведь в него вкладываешь свой опыт, знания, фантазию. Бывают попытки своровать его?

- Да, конечно, это ценность, и её пытаются защитить. Особенно это делают те, кто продаёт свои навыки, как товар. Дело в том, что некоторые ведущие страны уже почти полностью переключились с ведения праздников на проведение мастер-классов и на продажу творческого материала ведущим из других городов. Это уже развитый вид бизнеса. Кстати, гастролировать по регионам им приходится из-за интересной специфики: например, мы, ведущие Оренбурга, практически все друг друга знаем. И если кто-то вдруг внезапно решит продавать за деньги свои наработки коллегам, будет довольно сложно это сделать, потому что «нет пророка в своем отечестве». А вот если он же поедет в другой город, где у него нет прямых конкурентов, то многие будут уверены, что ему есть что сказать, и можно почерпнуть для себя что-то новое. Так, к нам приезжает много гастролёров – в основном, из столиц, но есть и из других крупных городов. Потому как менять материал необходимо, невозможно работать с одним и тем же сценарием из года в год. У меня подход другой – как бывший КВНщик, я привык сочинять новое сам – смешиваю и модернизирую популярные конкурсы, придумываю новые, делаю видеоигры. Кстати, Быть разными нам не сложно – мы, ведущие, редко видим друг друга в процессе работы. Так что, если нет конкретной цели «увести» чьи-то идеи, сделать это довольно трудно.

   Фото: Из личного архивa
Фото: Из личного архивa

- Есть ли запрос на пошловатые конкурсы, двусмысленные игры или общество взрослеет?

- Я думаю, «взрослеет» не общество само по себе, а индустрия развлечений в широком смысле. А уж она и перевоспитывает и публику. Начав развиваться, ведущие постепенно отходят от «деревенских» традиций, предлагая более «городские» способы развлечения. За мои десять лет в этой профессии пройден большой путь. Тот, кто не хочет меняться, постепенно выбывает из профессии. И это несмотря на то, любителей «ретро» тоже немало. Потому что конкуренция на этом рынке весьма высокая, а профессионализм ценится, как в любом другом деле.

Тот стиль, в котором сегодня организуются корпоративы, юбилеи, свадьбы, выпускные, некоторые называют «европейским», но я так не считаю. Это довольно сложный и уникальный гибрид разных традиций. Всё-таки мы значительно отличаемся от европейцев, которые на свадьбах проводят очень мало совместных активностей, и заказывают у официантов еду и выпивку каждый отдельно сам себе. Наш, российский творческий стиль, я бы сказал, дрейфует в сторону телевизионных шоу, когда в приоритете – остроумное взаимодействие с публикой, неотрывное руководство процессом. И главной целью все-таки является объединение людей. Индивидуализм на празднике – это не наша традиция.

Свои законы

- Как обстоят дела с «наливай – выпивай»? Бывает, что настаивают слишком агрессивно?

- Последние несколько лет гораздо меньше, практически уже такого не случается. Мой подход полностью исключает употребление алкоголя. Это у гостей праздник, они имеют право употребить алкоголь. Если хотят, наша бригада – нет, мы на важной работе. И это неизбежно отразится на качестве услуг, я такие случаи наблюдал. Кстати, вопреки стереотипу «что за свадьба и без драки?», за все годы на моих праздниках драк не было ни одной. Наверное, что-то я все-таки делаю правильно.

— Это похоже на марафон? Выматывает? Как переживаете декабрь?

- Конечно это «новогодний чёс», никуда от этого профессионального жаргонизма не денешься. Потом наступает затишье, и обычно на том, что зарабатываешь за декабрь, можно прожить два-три месяца. Да, это марафон, к нему готовишься заранее. Сложно ли это? Поначалу, когда начинал вести, это выматывало. Семь часов на ногах – непросто, голос мог срываться, уставал физически и морально. Но с годами привыкаешь. Нужно уметь экономно расходовать силы, беречь себя, но психологически это нетрудно. Знаешь, что за чем говорить, всё держишь в голове, поэтому постепенно переходишь на новый уровень и перестаёшь тратить слишком много энергии.

Дважды вёл праздники в новогоднюю ночь – начинали часов в 10 вечера, бой курантов, заканчивали часа в три – четыре утра. Конечно, платят за это намного больше, потому и соглашался.

- Как сам отдыхает тот, для кого праздники – это работа? Этот главный праздник, который считается семейным, не обесценился ли для вас?

- Конечно, не обесценился. После такого предновогоднего спринтерского забега сам праздник знаменует окончание предельного напряжения сил. Поэтому мы, ведущие, ждем его ничуть не меньше, чем наши гости. В новогодние выходные дни очень хочется в прямом смысле отдохнуть. Так что, этот праздник я по-прежнему люблю. Ведь Новый год – один из самых любимых праздников в нашей стране. Так что, Всех поздравляю с наступающим, и желаю отлично его встретить!