Согласитесь, звучит это как-то очень необычно, если не сказать странно. При слове «свалка» сразу же представляется картинка: бесконечная гора разнообразного мусора с их непременными сопутствующими атрибутами в виде множества ворон и стай бродячих собак. И всё это под плотной пеленой зловония... Откровенно говоря, я тоже так думал, пока однажды
не посетил «Музей на свалке», что находится в пяти километрах от Иркутска, и который (к стыду своему, будучи в плену обывательских стереотипов) ранее ни разу не удосужился посетить.
Сказать, что я был поражён увиденным – ничего не сказать. Начнём с того, что просто так попасть непосредственно на территорию полигона твёрдых бытовых отходов – ТБО (именно так называется то, что мы именуем городской свалкой) вам не удастся – он расположен на весьма значительном удалении от музея и посторонних туда попросту не пускают.
Уже в метрах в 200-х от въезда на контрольно-пропускной пункт полигона (он рядом с музеем) меня встретили деревянные корабли
в окружении деревянного забора-частокола а-ля «сибирский острог» и башен с фигурами часовых, за которыми и находится территория музея.
А уж когда миновал забор и прошёл внутрь, то увидел... танки.
Самые настоящие танки времён Второй Мировой войны. «Тигры», «тридцатьчетвёрки», сбитые самолёты, артиллерийские орудия, бронетраспортёры, останки какой-то техники, блиндажи... . И над всем этим тут же раздался грохот пулемётной очереди. На несколько секунд даже возникло ощущение, что я попал в червоточину времени
и каким-то непостижимым образом оказался на поле боя, разве что только не хватало клубов дыма и бегущих солдат.
Немного оправившись от увиденного начал обращать внимание на окружающую обстановку. Невдалеке стайка детей с шумным восторгом «атаковала» здоровенного (метров под десять как в высоту, так и в ширину) робота-трансформера. Чуть дальше расположилась группа готовых к бою «костлявых» роботов, словно материлизовавшихся из «Терминатора», под большим навесом наводили ужас своим рёвом фантастические «Хищники» и «Чужие». А за ними выстроились шеренги крестоносцев в доспехах и кошмарных орков, восседающих на лошадях. Впечатляет!
Кроме всего прочего, на территории музея также размещаются большой павильон Зала воинской славы, музей городского быта, небольшое кафе, где можно перекусить очень вкусными блинчиками и дранниками. Кругом очень чисто, никаких ворон и собак, тем паче, какой-либо вони и гари. Конечно, некоторый специфический запах всё же присутствует – его иногда приносит меняющий направление ветер, но он настолько незаметен, что практически не обращаешь никакого внимания. Конечно, если вы не рафинированная девица, воротящая носик при виде яблочного огрызка.
В тире, который расположился на поле, вы можете пострелять
(не бесплатно, конечно, но стоимость доступна любому) практически из всех видов оружия: начиная с пистолета ТТ и заканчивая станковым пулемётом «Максим».
А ещё здесь снимают кино. К примеру, впечатляющие батальные сцены художественного фильма «321-я Сибирская» (очень рекомендую посмотреть – хороший фильм) сняты на территории музея и при непосредственном участии его директора.
Александр Расторгуев – основатель музея, патриот, да и просто очень интересный человек. Долгое время он руководил работой городского полигона ТБО и в процессе нашего с ним интервью поведал столько неожиданно интересного на тему мусорных полигонов и иже с ними, что я откровенно растерялся: рассказать вам о музее или написать о работе полигонов. Пока решил остановиться на музее.
– Александр, поведайте нам о своём детище – с чего всё началось?
– Началось всё с того, что в 2005 году я пришёл работать
простым мастером на полигон ТБО, в простонародье – на свалку.
По служебной вертикали моя должность была если не равной, то чуть выше чернорабочего. В основные обязанности входил контроль разгрузки, дабы не пропускать на полигон запрещённые контрагенты – медицинские отходы, краски, химию и т.п. И в первый же день работы поразило огромное количество самых разнообразных вещей и материалов, которые выбрасывают горожане. Мне, выросшему в небольшой сибирской деревушке, видеть такое было неприемлемо – у нас более прагматичный подход. Естественно, начал что-то откладывать в сторонку. Недели через 2-3 совершенно случайно, буквально мимоходом, обнаружил свёрнутый воинский китель, измазанный в краске. Чуть позднее нашёл ещё что-то подобное, и незаметно всё как-то пошло друг за другом: ремни, гильзы, что-то из старой формы было найдено… Честно сказать, к армейской теме я всегда был неравнодушен, она всегда давала какой-то
внутренний восторг и любой значок задевал за живое, а со звёздочкой особенно дорог. Так и сформировался маленький военный уголочек в дополнение к найденным старинным вещам.
– Какова численность коллектива, что поддерживает работу музея и создаёт все эти удивительные инсталляции?
– В данный момент нас всего 12 человек. Непосредственно
созданием скульптур занимаются трое, среди которых и я.
– Неожиданно! Судя по масштабам, я предполагал значительно большую численность.
– Ну, вот так (смеётся).
– А как вообще приходят идеи создания таких скульптур? Ведь не просто же «посидел и наваял». Это же надо обдумать, продумать все мелочи и нюансы, провести колоссальную работу!
– Вот сейчас я увлёкся темой сварочного искусства. Идею давно вынашивал, ещё когда делали первых «Хищников»: очень хотелось использовать в одной скульптуре разные материалы. Шестерёнки, подшипники, болты, гайки и т.п. Чтобы возникало ощущение, будто фигура собралась из частей.
Все материалы на изготовление таких скульптур покупаем за собственные деньги на пунктах приёма металлолома: различные детали, обрезки труб и конструкций, старые двигатели, коробки передач…
Изготовление тоже заранее просчитывается: каркас, где какая нагрузка ляжет, крепления, максимальная высота (иначе попросту
в дверной проём не пройдёт).
Скоро появится и «семейство» драконов. Они практически полностью готовы, но пока не выставлены: их будет целый город, все разных размеров.
А как приходит? Возникла мысль, пофантазировали, зарисовали, примерно накидали, потом собирается материал для изготовления… Тот же дракон – это мифическое существо и сколько людей в мире накалывают себе татуировок с его изображением. Дракон сам по себе существо, которое олицетворяет силу, мощь. Пришло как-то в голову, захотелось создать… Первый очень хорошо получился, а потом второй, третий... И как-то сразу представлялось, что ты идёшь по центру экспозиции, а вокруг тебя драконы: кто сидит, кто лежит или замер в движении, и у всех задана динамика. Это будет подобное инсталляции с «Хищниками», с озвучкой. Даже подумываю над реализацией (конечно, безопасной для посетителей и самого музея) того, чтобы один из драконов изрыгал пламя.
Продолжение следует...
Дмитрий Рогов,
Иркутск, Россия