Найти тему

Как в Византии относились к язычникам? Часть 1.

Оглавление
Мы ненавидим ереси - новелла Юстиниана XLV.

Юстиниан I Великий. Отношение императора к язычникам и еретикам.

Время правления, пожалуй одного из самых известных римских императоров, Юстиниана І, жившего с 482 по 565 года, пришлось на время великих преобразований и великих потрясений.

Заранее оговорюсь, тема эта столь обширна, что я не буду дерзать уместить всё, в одну статью. Получиться либо слишком куцо, либо проще будет банально ссылки на литературу оставить и - читайте сами. Так что я намерен разбить эту тему на три или четыре статьи, которые, если будет угодно Господу, планирую написать в течении ближайшего месяца или двух.

Без лишних преамбул, итак много наговорил, перехожу к сути.

Фрагмент мозаики из базилики Сан-Витале. Равенна, Италия. Юстиниан в центра. Слева от него- полководец Велизарий, справа- полководец Нарсес (предположительно).
Фрагмент мозаики из базилики Сан-Витале. Равенна, Италия. Юстиниан в центра. Слева от него- полководец Велизарий, справа- полководец Нарсес (предположительно).

Империя переживала свой расцвет, благодаря крайне удачным военным походам на западе. В состав державы ромеев наконец возвращались территории,потерянные во время варварских нашествий.

Карта возвращенных территорий при Юстиниане.
Карта возвращенных территорий при Юстиниане.

По всей территории империи было развернуто грандиозное строительство и дорожные работы. Именно в правление Юстиниана, был возведен самый величественный христианский собор- Собор Святой Софии. Его создателями стали прославленные ромейские математики и архитекторы- Анфимий Тралльский и Исидор Милетский.

Собор Святой Софии Премудрости Божией. Изображение из открытых источников.
Собор Святой Софии Премудрости Божией. Изображение из открытых источников.

Коротко должно упомянуть и об "Юстиниановой чуме". Самая страшная эпидемия, которую видела Римская империя. По сообщениям современников, только в одном Константинополе забиравшая по несколько тысяч жизней ежедневно.

Ромейский историк, Иоанн Малала в своей "Хронике" оставил такую запись об этих скорбных временах : " В феврале месяце 6-го индикта (558 год - прим. автора) был в Константинополе мор от чумы. При этой страшной беде не хватало носилок. Во время этого бедствия все мастера делали серебряные гробики. Продолжалась же Божья гроза в течение шести месяцев.

Но сейчас разговор не об этом.

Юристы должны быть особенно благодарны этому государю.

Именно под его началом была проведена грандиозная реформа римского права. Были составлены кодексы, под общим названием "Corpus juris civilis", призванные систематизировать огромное число римских законов. Отсеять устаревшее, переосмыслить нужное.

Западная копия 16 века.
Западная копия 16 века.

Опираясь на статьи этого кодекса и богословские труды императора, мы и можем составить представление об отношении великого правителя к тем своим подданным, кои были идолопоклонниками и еретиками.

Император занимал более чем деятельную позицию в вопросах борьбы с ересями.

В составленном им исповедовании веры, он писал следующее: "Зная, что ничто не может так угодить милостивому Богу, как объединение всех христиан в истинной и чистой вере... мы сочли необходимым полностью разоружить еретиков... изложить в этом эдикте исповедование истинной веры, чтобы те, кто придерживается истинной веры, могли и дальше хранить её, могли познать правду и поспешили объединиться с Божией Церковью".

Юстиниан рассматривал свою богословскую борьбу как деятельную помощь Церкви (и был прав, как мы сейчас видим). Он был уверен, что своими действиями он угождает Богу и укрепляет православных в вере. Да и чего ещё можно было бы ждать от столь великого кесаря? Он считал себя ответчиком перед Христом, за весь свой народ, а потому, нередко шёл на довольно крутые меры, по современным понятиям, конечно.

В частности, нам известно что, согласно законам, принятым в то время, еретики были существенно поражены в правах по отношению к православным христианам. Не допускалось, чтобы те, кто не исповедовал веру в Господа нашего Иисуса Христа, занимал в государственном аппарате должность, более высокую чем христианин.

"Мы желаем, чтобы те, кто принимает и защищает православную веру, имели большие привилегии... ибо несправедливо еретикам пользоваться теми же преимуществами..." - новелла Юстиниана CIX
Имею удовольствие владеть печатным экземпляром. Чего всем и желаю.
Имею удовольствие владеть печатным экземпляром. Чего всем и желаю.
Греческий богослов Астериос Геростергиос в своей книге "Юстиниан Великий - император и святой" пишет следующее: " Только православным законы гарантировали полную защиту... Иноверцы не допускались до военной службы, которую несли православные. Высокие гражданские и военные посты также не могли быть занимаемы иноверцами, и их свидетельство в суде имело меньше веса".

Политика по искоренению язычества, предписывала префектам и епископом тщательно расследовать все проявления языческих культов. Контроль над этим, должен был предотвратить отправление богомерзких ритуалов и обрядов, а нарушители "должны быть прокляты".

Законы были суровы до такой меры, что упорствующим в своих заблуждениях, могла грозить даже смертная казнь.

"Те, кто оставляют истинного и единственного Бога и в неразумном заблуждении приносят жертвы идолам, будут подвергнуты высшей мере наказания" - кодекс Юстиниана.

Последняя воля язычника, указанная в завещании или устно переданная - признавалась недействительной. Имущество умершего должно было отойти к его родственникам - христианам, если такие были. В противном случае - всё переходило в пользование государства.

Во всех местах, язычников требовалось катехизировать (обучить основам христианской жизни) и впоследствии- крестить.

Однако, Юстиниану был чужд сухой канцеляризм. Известно, что если новообращенный христианин принял крещение, только для личной выгоды, на деле оставаясь во мраке идолослужения, то такого подлеца ждала суровая кара. Также, строго воспрещались любые попытки язычников обманом заставить христиан обратиться к многобожию.

"Пусть язычники и предполагают, что они образуют тех, кто идёт в ученье к ним: на самом деле они разрушают их души"

В этой короткой статье, я не смог охватить и десятой части всех мер, направленных на укрепления веры православной и обращение в неё язычников. Но, думаю, и того, что написано хватит, чтобы иметь общее представление об отношении Юстиниана I к этой теме.

Из всего вышенаписанного видно, что последователям языческих культов и еретических учений, при императоре Юстиниане Великом жилось не очень комфортно. Юстиниан считал своими врагами всех, отрицавших православную веру и желая своим поданным блага, всеми силами стремился обратить в истинную веру как можно больше граждан.

Но в целом, понятно, что помышлять о какой-то карьере, будучи последователем Сераписа или Эпоны, было нельзя.

Разрешите представить- Серапис. Идол с горшком на голове.
Разрешите представить- Серапис. Идол с горшком на голове.

Империя, вечно терзаемая гражданскими бунтами, самым ярким из которых было так называемое "Восстание Ника/Нике", вездесущими ересями и окруженная со всех сторон врагами, нуждалась в единстве и заступничестве Бога истинного. Юстиниан, превосходно разбиравшийся в богословии, это понимал.

Юстиниан в центра, его супруга Феодора слева от него. Лицо императора, изображенное здесь, мало имеет общего с сохранившимися мозаичными портретами, зато атмосфера передана. Авторство мне не известно, выражаю свою благодарность за труд художника.
Юстиниан в центра, его супруга Феодора слева от него. Лицо императора, изображенное здесь, мало имеет общего с сохранившимися мозаичными портретами, зато атмосфера передана. Авторство мне не известно, выражаю свою благодарность за труд художника.

Император помнил слова Христа, записанные евангелистом Матфеем - "...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит."

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.