Среди тех, кто бывал в центре Москвы, мало кто не видел гостиницу "Националь". Другое дело, что сегодня она в каком-то смысле "затерялась" на фоне более крупных зданий вокруг неё, хотя она и стоит по-прежнему на оживлённом перекрёстке улиц напротив Кремля. Кто-нибудь из сегодняшних гостей столицы мог и не обратить на неё особого внимания на фоне сталинских зданий Тверской, громады Госдумы (бывшего Госплана СССР), новодельной ныне (но гигантской) гостиницы Москва и даже модной гостиницы Риц-Карлтон, построенной в 2000-х по соседству с ней.
Но так было не всегда: когда гостиница строилась более 120 лет назад, Охотный ряд и Тверская улица выглядели совсем иначе, и гостиница на фоне них возвышалась своей высотой (целых 6 этажей!) и модным фасадом с элементами модерна.
К примеру, так выглядела она в 1905 году, а вот эта маленькая узенькая улочка справа между ней и домом напротив – это Тверская в те годы:
А так выглядел Охотный ряд на момент постройки гостиницы (фото сделано как раз в год её постройки – в 1902 году – прямо с её крыши).
Кстати, на фото видно, что там именно что были торговые ряды, и становится понятным название улицы, ныне непонятное:
Для сравнения – так выглядел Охотный ряд примерно с той же точки съёмки уже в 1937 году. Торговые ряды снесены, а справа в кадре на их месте – гостиница Москва, ещё сталинский оригинал, а не нынешний лужковский новодел:
А так выглядела улица Тверская в конце 19 века, фото сделано примерно от нынешней гостиницы Националь незадолго до её постройки:
Тут видно, насколько Тверскую расширили в конце 1930-х:
После смерти писателя Максима Горького её назвали тогда улицей Горького. Некоторые особо ценные старые дома тогда передвинули на рельсах за фасады новых сталинских домов, в их дворы. Дома зачастую двигали даже без отселения жителей! Это была отдельная сложнейшая инженерная операция, о которой тогда писали все газеты, а Агния Барто даже написала на эту тему детское стихотворение "Дом переехал".
А так выглядит Тверская, Охотный ряд и окрестности сейчас, виды с балкона гостиницы "Националь":
На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца 18 века находились доходные дома купца Москвина и весьма популярный у торговцев Охотного ряда трактир "Балаклава", описанный у Гиляровского. Вот так выглядела улица Моховая в конце 19 века, вид в сторону Охотного ряда. Перед нами в кадре Моисеевская площадь с часовней Александра Невского, это часть нынешней Манежной площади:
С самого края слева в этом кадре мы видим один из тех двухэтажных доходных домов Москвина, на месте которого впоследствии построили "Националь". Слева мы видим улицу Моховую, переходящую в Охотный ряд за Тверской, которая уходит налево за тем самым доходным домом и перед гостиницей "Париж", которая до постройки "Националя" и "Метрополя" была в Москве одной из самых центральных гостиниц города.
На месте гостиницы "Париж" стоит сегодня здание Госдумы.
Но в конце 19 века никто ещё не предполагал о такой глобальной перекройке Москвы в ближайшем будущем, и угловой кусок земли со старым домом Москвина напротив "Парижа" покупает Варваринское акционерное общество домовладельцев. Владельцы общества изначально занимались управлением доходными домами, и здесь они также построили угловой доходный дом с недорогими квартирами по проекту Леонтия Бенуа. Но в отличие от домов Москвина, этот был уже шестиэтажным.
А первый этаж дома был отдан под лавки.
Через несколько лет после возведения этого доходного дома Савва Мамонтов начал совсем недалеко от него возводить шикарный помпезный отель "Метрополь", и акционеры Варваринского общества решают на собрании, что угловой доходный дом на Тверской следует также перестроить в отель. При этом в нём всё должно быть ещё роскошнее и современнее, чем в "Метрополе". Гостиницу "Париж" напротив он должен был затмить и подавно.
Для перестройки доходного дома под гостиницу они приглашают известного петербургского архитектора Александра Иванова, который к тому времени уже построил в Петербурге и Москве много доходных домов, включая великолепные доходные дома страхового общества "Россия" на Лубянской площади (впоследствии в них разместились службы госбезопасности СССР). В 1901 году доходный дом начали перестраивать в отель, и уже к 1903 году здание новой роскошной гостиницы было открыто. Технически оно было открыто даже в самом конце 1902 года. Вот так выглядел материал из газеты "Новости дня" от 30 декабря 1902 года:
"Вчера в доме Варваринского домовладельческого общества на углу Тверской и Моховой открыта новая грандиозная гостиница под названием «Национальная». Сам дом, в котором помещается гостиница, обошелся в два миллиона руб., меблировка гостиницы - около 300 т.р. Низ этого грандиозного дома занят магазинами, второй этаж - частью магазинами, частью рестораном гостиницы, а затем четыре этажа - номерами. Причем самые изысканные расположились на третьем этаже. Во многих номерах расположены ванные комнаты и ватерклозеты. Имеется также лифт и, для удобства сообщений небывалая роскошь: все номера имеют телефонные аппараты."
Любопытный факт: из-за уголовного дела о растрате, заведённого на Савву Мамонтова (позже он был оправдан) и крупного пожара 1901 года на стройке "Метрополя", тот отель был сдан в итоге на несколько лет позже "Националя", и по факту "Националь" стал первым отелем люксового уровня в Москве.
Так выглядело здание гостиницы практически сразу после её открытия:
Это одно из лучших фото тех времён, взято из набора почтовых открыток с видами Москвы. Гостиница тогда официально называлась "Национальная", латиницей же наверху нанесена надпись "Hotel National". Над ней видно большое майоликовое панно "Аполлон и музы", которое является данью стилю "модерн", модному в то время. Отель в целом не является явным образцом этого стиля, но ряд элементов модерна в нём присутствует.
В том числе было и это панно.
Но в советское время это панно было заменено на иное, выполненное на тему индустриализации. Это панно сохранилось и до сегодняшних дней:
Помимо этого на гостинице были размещены ещё четыре майоликовых панно на тему "Времена года", менее заметных с улицы, но которые прекрасно видны в бинокль или с балконов 6 этажа, которые выходят в их сторону. Они, к счастью, сохранились до сегодняшних дней.
Так они выглядят в деталях (листайте галерею):
А вот так выглядела гостиница до революции со стороны Моховой улицы (слева в кадре). Видно, что тогда Моховая ещё была живой городской улицей, а не нынешним восьмиполосным бездушным шоссе:
Обратите также внимание на написание слова "гостинница" с двумя "н" на торце её здания наверху!
Внутри гостиница выделялась невиданной по тем временам роскошью.
Она была оснащена передовыми техническими новинками того времени: были установлены электрические лифты, а в номерах появились телефоны.
Можете оценить степень новизны: самые первые электрические лифты в Москве появились всего за пару лет до сдачи гостиницы, в 1901 году.
Некоторые же номера (всего 13) были также оснащены также ватерклозетами и ваннами, что по тем временам было вообще шиком. Ватерклозеты и умывальники были также и для постояльцев других номеров, ими не оснащённых на тот момент. Но они находились в конце коридоров, были общими. Изначально в гостинице было 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах.
Cамые простые номера стоили после открытия отеля полтора рубля за сутки, самые роскошные («Гостиная Людовика Пятнадцатого» и «Гостиная Людовика Шестнадцатого») – 25 рублей за сутки.
Для сравнения: месячная зарплата квалифицированного рабочего в те времена составляла 20 рублей, а учителя гимназии – примерно 75 рублей.
Ну что ж, давайте заглянем внутрь гостиницы!
Так оформлен парадный вход в отель со стороны Моховой. Обратите внимание на химеру над козырьком, которая держит фонарь в зубах:
У входа внутри нас встречают четыре такие "атланта", которые также обрамляют порталы лифтов, двери которых украшены оригинальной ковкой. Сами оригинальные лифты, к сожалению, до нас не дошли:
Дальше нас встречает роскошная парадная лестница, которая чем-то напоминает некоторые лестницы в парадных питерских доходных домов -- ведь архитектор гостиницы родом из Питера. Обратите внимание на кованый растительный узор ограды перил лестницы – это также отсылка к модерну. Кованая ограда сохранилась подлинная. Листайте галерею:
На лестничных окнах присутствуют витражи, также отсылающие нас к модному тогда стилю "модерн". Витражи эти также сохранились подлинные, и узор на каждом из окон немного отличается друг от друга:
А так выглядит лепнина вокруг лестничных светильников:
На первом этаже зал, где гости регистрируются в гостинице, он же зал ожидания:
Вид из зала регистрации в сторону Кремля:
Рядом зал, где работают консьержи (правда, ни одного не было видно):
До недавнего времени отель обслуживал в основном иностранцев, и администрация местами даже не утруждалась перевести на русский некоторые вывески:
На первом этаже гостиницы есть ресторан и кафе:
К сожалению, оформление этих залов не оригинальное, хотя говорят, что при реставрации гостиницы в 1995 году использовались в том числе оригинальные чертежи и фото, которые удалось найти. По задумке архитектора каждый зал или номер отеля не повторялся, всегда имелись различия, пусть даже минимальные: в оформлении декора стен или лепнине, или ещё чём-либо. Это тоже дань стилю "модерн", в котором всегда отдельно подчёркивалось, что в природе ничего не повторяется, всё имеет свои отличия. Ну и потом, гостям всегда приятнее, когда их номер, пусть даже простой, оформлен иначе, чем другие.
Это подчёркивает индивидуальность и уникальность каждого гостя.
И это настолько отличается от сегодняшнего века с его унификацией и роботизацией, что кажется, что тогда действительно был "золотой век"!
После установления в стране советской власти и решения советского правительства переехать из Петрограда в Москву гостиницу облюбовали представители новой власти, включая самого В. И. Ленина.
А та часть советского правительства, кому не хватило места в "Национале", поселилась в "Метрополе".
Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Новым "постояльцам" очень понравились интерьеры и удобства гостиницы, а также тот факт, что им за это всё совершенно не приходилось платить. Платил за всё, разумеется, тот самый народ, который они "освободили". Так, например, революционерка Александра Коллонтай (первая женщина-министр в истории) вместе с матросом Дыбенко заняли "Гостиную Людовика Пятнадцатого", сегодня это один из "президентских люксов" в отеле, номер 115:
А Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова поселились также в один из самых удобных номеров с видом в сторону Кремля — двухкомнатные апартаменты под номером 107. Номер, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного (это, кстати, к вопросу о том, что Ленин якобы везде ходил без охраны).
Все номера, которые заняли тогда большевистские лидеры, находились на 3-м этаже, где были самые роскошные номера отеля со всеми удобствами.
Сегодня на номере, где жил Ленин, висит памятная табличка:
История не лишена иронии: сегодня именно из этого номера открывается отличный вид на мавзолей Ленина. Правда, в то время, когда там жил Ленин, Красная площадь оттуда не была видна: вид на неё закрывали дома на Моховой. Вид у Ильича мог быть примерно таким, только с более низкой точки (это фото сделано с крыши гостиницы, т.е. с 7 этажа, а он жил на 3-м):
Зато сегодня вид из его номера открывается прямо на мавзолей:
Номер Ленина вам могут показать, если попросите у администрации, но только если в нём в данный момент никто не проживает.
Так выглядит сегодня комната, где был рабочий кабинет и спальня Ленина:
А так -- спальня Крупской и сестры Ленина Марии Ульяновой:
В целом, надо сказать, номер выглядит куда скромнее, чем "гостиная", где жила Коллонтай с матросом!
Говорят, что поселить вас в номер Ленина могут, только если вы до этого уже жили в отеле минимум три ночи, и к вам нет никаких претензий со стороны отеля.
Кроме Ленина и Коллонтай, в "Национальной" успели пожить в те дни 1918 года: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Бонч-Бруевич, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. Но лидеры революцинеров жили тут совсем недолго: вскоре после приезда в Москву для них подготовили уже истинно царские хоромы в Кремле, туда они и переехали.
Мебель и обстановка тут (и в других номерах также) не оригинальная: она антикварная, но не из "Националя", а реквизированная из различных дворцов и усадеб, ввезённая сюда уже в 1930-е годы, когда отель восстанавливали для системы "Интуриста".
Конкретно в номере Ленина сегодня часть предметов привезены аж из царских дворцов Петербурга! Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления, а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца.
Подлинная мебель гостиницы не пережила 1920-е годы, когда гостиница фактически была превращена в общежитие: гостиницу переименовали в "1-й Дом Советов" и заселили в неё партноменклатуру более низкого ранга. Все магазины в ней были закрыты, ресторан превратился в столовую. А значительная часть мебели просто пошла на дрова для отопления, зачастую вместе с оригинальным паркетом..
В гостинице всегда останавливались представители государственной власти, важные иностранные гости и знаменитости. Однако самые известные гости первых лет гостиницы вовсе не представители политической элиты, а представители богемы: композитор Римский-Корсаков, певец Фёдор Шаляпин и балерина Анна Павлова.
Сегодня в коридоре 2 этажа гостиницы вывешены портреты многих из именитых гостей (листайте галерею):
И это далеко не полный список именитых гостей отеля!
Там половина коридора увешана портретами.
А в некоторых случаях ещё и рядом с номерами висят таблички, кто там жил. Вот здесь, к примеру, жил король Испании:
Кстати, вероятно именно из этого углового "люкса" на 6 этаже есть выход на балкон к майоликовым панно "Времена года".
А в этом угловом "люксе" номер 210 на 4 этаже останавливался в 2007 году президент Франции Николя Саркози:
Как я уже говорил, оригинальное оформление каждого номера немного отличалось друг от друга. Это постарались учесть при реновации отеля в 1995 году. Вот так выглядят, к примеру, орнаменты на стенах в разных номерах отеля:
В коридорах гостиницы сегодня развешаны разные картины малоизвестных современных авторов, местами весьма странные и похожие на откровенный китч:
Кое-где стоят якобы антикварные вазы (эта похожа на китайскую):
Выглядит это всё довольно странно и достаточно безвкусно.
Сильно сомневаюсь, что в оригинальной гостинице всё было оформлено в подобном стиле.
Коридоры этажей с номерами выглядят примерно так:
Но сами двери исторических номеров и фурнитура оформлены со вкусом: вероятно, старались восстановить близко к оригиналу.
Как и оформление стен номеров.
В исторических номерах отеля двери двойные для шумоизоляции: т.е. войдя в одну дверь, вы попадаете в тамбур, и только затем вы открываете дверь непоредственно в комнату. Это гениально придумано!
Подобная схема и с балконными окнами, которая тоже выручает от постоянного уличного шума здесь.
Фурнитура окон даже если и не оригинальная, то её постарались сохранить близкой к оригиналу. Рамы все деревянные, хотя во внешнем окне стоит стеклопакет:
На втором этаже расположен ещё один ресторан (где подают в том числе отельные завтраки), но ничего оригинального в оформлении этого зала нет: всё было утрачено во время, когда этот зал был столовой в 1920-х.
В процессе реставрации в 1990-х постарались восстановить оригинальный декор, но насколько это получилось – точно неизвестно. Дореволюционных фото этого зала практически не сохранилось.
Зато виды из этого зала прекрасные!
Можно завтракать или ужинать с видом на Исторический музей, Кремль..
и мавзолей.
При определённом ракурсе оттуда видна и гостиница "Москва" целиком.
Есть городская легенда, что художник Андрей Иогансон нарисовал вид гостиницы "Москва", сидя в одном из залов ресторана "Националя".
А позже он превратил этот рисунок в этикетку водки «Столичная».
Также на втором этаже есть много банкетных залов, которые используются в том числе для разнообразных приёмов, торжеств и съёмок.
Так выглядит один из банкетных залов (угловой):
Виды из него в сторону Кремля и Охотного ряда:
Тут тоже стоит некий антиквариат:
До революции здесь был магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых.
В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской.
А это – оформление потолка этого зала:
По стилю видно, что это уже далеко не модерн и не классицизм.
Это уже оформляли в 1970-е годы советские художники.
Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская. Они же оформили и соседний небольшой зал с видом на Тверскую (листайте галерею):
Довольно оригинально, мне лично понравилось!
Зал нарочито оформлен несколько по-детски, потому что там планировали разместить тогда детское кафе-мороженое (но так и не разместили).
Во время реновации отеля в 1995 году были пристроены часть дополнительных номеров, вход в них оформлен не так элегантно, зато сделали стеклянный пол:
Тогда же внутри типичного питерского "двора-колодца" во внутреннем дворике гостиницы пристроили ещё и кафе под куполом внутри этого колодца (листайте галерею):
Теперь через этот ресторан можно пройти на первом этаже напрямую между корпусами отеля, не выходя на улицу.
А ещё в 1995 пристроили мансардный этаж сверху и сделали бассейн с сауной и джакузи фактически прямо на крыше отеля! Так что если вы остановились в этом отеле, то можете поплавать и отдохнуть прямо с видом на башни Кремля и Нового Арбата.
Если же вы пришли с экскурсией, то можете попросить заглянуть туда:
Вот такая историческая гостиница в Москве!
Хотели бы там побывать?
#история #архитектура #тайны #другаямосква #москва #националь #экскурсии #историческийотель #экскурсии по москве #модерн
=================================================