Найти тему
Другая Москва

Московская эклектика: гостиница "Националь", её история и интерьеры.

Среди тех, кто бывал в центре Москвы, мало кто не видел гостиницу "Националь". Другое дело, что сегодня она в каком-то смысле "затерялась" на фоне более крупных зданий вокруг неё, хотя она и стоит по-прежнему на оживлённом перекрёстке улиц напротив Кремля. Кто-нибудь из сегодняшних гостей столицы мог и не обратить на неё особого внимания на фоне сталинских зданий Тверской, громады Госдумы (бывшего Госплана СССР), новодельной ныне (но гигантской) гостиницы Москва и даже модной гостиницы Риц-Карлтон, построенной в 2000-х по соседству с ней.

Но так было не всегда: когда гостиница строилась более 120 лет назад, Охотный ряд и Тверская улица выглядели совсем иначе, и гостиница на фоне них возвышалась своей высотой (целых 6 этажей!) и модным фасадом с элементами модерна.
К примеру, так выглядела она в 1905 году, а вот эта маленькая узенькая улочка справа между ней и домом напротив – это Тверская в те годы:

А так выглядел Охотный ряд на момент постройки гостиницы (фото сделано как раз в год её постройки – в 1902 году – прямо с её крыши).
Кстати, на фото видно, что там именно что были торговые ряды, и становится понятным название улицы, ныне непонятное:

Вид на Охотный ряд с гостиницы "Националь", 1902 год.
Вид на Охотный ряд с гостиницы "Националь", 1902 год.

Для сравнения – так выглядел Охотный ряд примерно с той же точки съёмки уже в 1937 году. Торговые ряды снесены, а справа в кадре на их месте – гостиница Москва, ещё сталинский оригинал, а не нынешний лужковский новодел:

Вид на Охотный ряд из гостиницы "Националь", 1937 год.
Вид на Охотный ряд из гостиницы "Националь", 1937 год.

А так выглядела улица Тверская в конце 19 века, фото сделано примерно от нынешней гостиницы Националь незадолго до её постройки:

Улица Тверская, фото конца 19 века.
Улица Тверская, фото конца 19 века.

Тут видно, насколько Тверскую расширили в конце 1930-х:

Масштабная стройка на улице Горького, 1938 год.
Масштабная стройка на улице Горького, 1938 год.

После смерти писателя Максима Горького её назвали тогда улицей Горького. Некоторые особо ценные старые дома тогда передвинули на рельсах за фасады новых сталинских домов, в их дворы. Дома зачастую двигали даже без отселения жителей! Это была отдельная сложнейшая инженерная операция, о которой тогда писали все газеты, а Агния Барто даже написала на эту тему детское стихотворение "Дом переехал".

А так выглядит Тверская, Охотный ряд и окрестности сейчас, виды с балкона гостиницы "Националь":

Вид на Тверскую с гостиницы "Националь", 2022 год.
Вид на Тверскую с гостиницы "Националь", 2022 год.
Вид на Госдуму (слева), Охотный ряд, гостиницу Москва и Исторический музей (справа).
Вдали виден шпиль высотки на Котельнической набережной.
Вид на Госдуму (слева), Охотный ряд, гостиницу Москва и Исторический музей (справа). Вдали виден шпиль высотки на Котельнической набережной.
Вид на Охотный ряд, гостиницу Москва и Исторический музей. 
Вдали виден шпиль высотки на Котельнической набережной.
Вид на Охотный ряд, гостиницу Москва и Исторический музей. Вдали виден шпиль высотки на Котельнической набережной.

На том месте, где сейчас располагается гостиница, с конца 18 века находились доходные дома купца Москвина и весьма популярный у торговцев Охотного ряда трактир "Балаклава", описанный у Гиляровского. Вот так выглядела улица Моховая в конце 19 века, вид в сторону Охотного ряда. Перед нами в кадре Моисеевская площадь с часовней Александра Невского, это часть нынешней Манежной площади:

Моисеевская площадь с часовней Александра Невского, фото 1880-х годов.
Моисеевская площадь с часовней Александра Невского, фото 1880-х годов.

С самого края слева в этом кадре мы видим один из тех двухэтажных доходных домов Москвина, на месте которого впоследствии построили "Националь". Слева мы видим улицу Моховую, переходящую в Охотный ряд за Тверской, которая уходит налево за тем самым доходным домом и перед гостиницей "Париж", которая до постройки "Националя" и "Метрополя" была в Москве одной из самых центральных гостиниц города.

Гостиница "Париж" на углу Охотного ряда и Тверской, фото начала 20 века.
Гостиница "Париж" на углу Охотного ряда и Тверской, фото начала 20 века.

На месте гостиницы "Париж" стоит сегодня здание Госдумы.
Но в конце 19 века никто ещё не предполагал о такой глобальной перекройке Москвы в ближайшем будущем, и угловой кусок земли со старым домом Москвина напротив "Парижа" покупает Варваринское акционерное общество домовладельцев. Владельцы общества изначально занимались управлением доходными домами, и здесь они также построили угловой доходный дом с недорогими квартирами по проекту Леонтия Бенуа. Но в отличие от домов Москвина, этот был уже шестиэтажным.
А первый этаж дома был отдан под лавки.
Через несколько лет после возведения этого доходного дома Савва Мамонтов начал совсем недалеко от него возводить шикарный помпезный отель "Метрополь", и акционеры Варваринского общества решают на собрании, что угловой доходный дом на Тверской следует также перестроить в отель. При этом в нём всё должно быть ещё роскошнее и современнее, чем в "Метрополе". Гостиницу "Париж" напротив он должен был затмить и подавно.
Для перестройки доходного дома под гостиницу они приглашают известного петербургского архитектора Александра Иванова, который к тому времени уже построил в Петербурге и Москве много доходных домов, включая великолепные доходные дома страхового общества "Россия" на Лубянской площади (впоследствии в них разместились службы госбезопасности СССР). В 1901 году доходный дом начали перестраивать в отель, и уже к 1903 году здание новой роскошной гостиницы было открыто. Технически оно было открыто даже в самом конце 1902 года. Вот так выглядел материал из газеты "Новости дня" от 30 декабря 1902 года:

"Вчера в доме Варваринского домовладельческого общества на углу Тверской и Моховой открыта новая грандиозная гостиница под названием «Национальная». Сам дом, в котором помещается гостиница, обошелся в два миллиона руб., меблировка гостиницы - около 300 т.р. Низ этого грандиозного дома занят магазинами, второй этаж - частью магазинами, частью рестораном гостиницы, а затем четыре этажа - номерами. Причем самые изысканные расположились на третьем этаже. Во многих номерах расположены ванные комнаты и ватерклозеты. Имеется также лифт и, для удобства сообщений небывалая роскошь: все номера имеют телефонные аппараты."

Любопытный факт: из-за уголовного дела о растрате, заведённого на Савву Мамонтова (позже он был оправдан) и крупного пожара 1901 года на стройке "Метрополя", тот отель был сдан в итоге на несколько лет позже "Националя", и по факту "Националь" стал первым отелем люксового уровня в Москве.

Архитектор А. В. Иванов.
Архитектор А. В. Иванов.

Так выглядело здание гостиницы практически сразу после её открытия:

Гостиница "Националь", 1903 год.
Гостиница "Националь", 1903 год.

Это одно из лучших фото тех времён, взято из набора почтовых открыток с видами Москвы. Гостиница тогда официально называлась "Национальная", латиницей же наверху нанесена надпись "Hotel National". Над ней видно большое майоликовое панно "Аполлон и музы", которое является данью стилю "модерн", модному в то время. Отель в целом не является явным образцом этого стиля, но ряд элементов модерна в нём присутствует.
В том числе было и это панно.
Но в советское время это панно было заменено на иное, выполненное на тему индустриализации. Это панно сохранилось и до сегодняшних дней:

Майоликовое панно на индустриальную тему на гостинице "Националь".
Майоликовое панно на индустриальную тему на гостинице "Националь".

Помимо этого на гостинице были размещены ещё четыре майоликовых панно на тему "Времена года", менее заметных с улицы, но которые прекрасно видны в бинокль или с балконов 6 этажа, которые выходят в их сторону. Они, к счастью, сохранились до сегодняшних дней.
Так они выглядят в деталях (листайте галерею):

А вот так выглядела гостиница до революции со стороны Моховой улицы (слева в кадре). Видно, что тогда Моховая ещё была живой городской улицей, а не нынешним восьмиполосным бездушным шоссе:

Гостиница "Националь", 1903 год.
Гостиница "Националь", 1903 год.

Обратите также внимание на написание слова "гостинница" с двумя "н" на торце её здания наверху!

Внутри гостиница выделялась невиданной по тем временам роскошью.
Она была оснащена передовыми техническими новинками того времени: были установлены электрические лифты, а в номерах появились телефоны.
Можете оценить степень новизны: самые первые электрические лифты в Москве появились всего за пару лет до сдачи гостиницы, в 1901 году.
Некоторые же номера (всего 13) были также оснащены также ватерклозетами и ваннами, что по тем временам было вообще шиком. Ватерклозеты и умывальники были также и для постояльцев других номеров, ими не оснащённых на тот момент. Но они находились в конце коридоров, были общими. Изначально в гостинице было 160 номеров, которые размещались в четырёх верхних этажах.
Cамые простые номера стоили после открытия отеля полтора рубля за сутки, самые роскошные («Гостиная Людовика Пятнадцатого» и «Гостиная Людовика Шестнадцатого») – 25 рублей за сутки.
Для сравнения: месячная зарплата квалифицированного рабочего в те времена составляла 20 рублей, а учителя гимназии – примерно 75 рублей.

Ну что ж, давайте заглянем внутрь гостиницы!

Так оформлен парадный вход в отель со стороны Моховой. Обратите внимание на химеру над козырьком, которая держит фонарь в зубах:

У входа внутри нас встречают четыре такие "атланта", которые также обрамляют порталы лифтов, двери которых украшены оригинальной ковкой. Сами оригинальные лифты, к сожалению, до нас не дошли:

Дальше нас встречает роскошная парадная лестница, которая чем-то напоминает некоторые лестницы в парадных питерских доходных домов -- ведь архитектор гостиницы родом из Питера. Обратите внимание на кованый растительный узор ограды перил лестницы – это также отсылка к модерну. Кованая ограда сохранилась подлинная. Листайте галерею:

На лестничных окнах присутствуют витражи, также отсылающие нас к модному тогда стилю "модерн". Витражи эти также сохранились подлинные, и узор на каждом из окон немного отличается друг от друга:

А так выглядит лепнина вокруг лестничных светильников:

Парадная лестница в гостинице "Националь". Лепнина.
Парадная лестница в гостинице "Националь". Лепнина.

На первом этаже зал, где гости регистрируются в гостинице, он же зал ожидания:

Зал регистрации гостей в гостинице "Националь".
Зал регистрации гостей в гостинице "Националь".

Вид из зала регистрации в сторону Кремля:

Вид из "Националя" в сторону Кремля.
Вид из "Националя" в сторону Кремля.

Рядом зал, где работают консьержи (правда, ни одного не было видно):

Зал консьержей в гостинице "Националь".
Зал консьержей в гостинице "Националь".

До недавнего времени отель обслуживал в основном иностранцев, и администрация местами даже не утруждалась перевести на русский некоторые вывески:

Почтовый ящик с надписью Mail.
Почтовый ящик с надписью Mail.

На первом этаже гостиницы есть ресторан и кафе:

Кафе на первом этаже "Националя".
Кафе на первом этаже "Националя".

К сожалению, оформление этих залов не оригинальное, хотя говорят, что при реставрации гостиницы в 1995 году использовались в том числе оригинальные чертежи и фото, которые удалось найти. По задумке архитектора каждый зал или номер отеля не повторялся, всегда имелись различия, пусть даже минимальные: в оформлении декора стен или лепнине, или ещё чём-либо. Это тоже дань стилю "модерн", в котором всегда отдельно подчёркивалось, что в природе ничего не повторяется, всё имеет свои отличия. Ну и потом, гостям всегда приятнее, когда их номер, пусть даже простой, оформлен иначе, чем другие.
Это подчёркивает индивидуальность и уникальность каждого гостя.
И это настолько отличается от сегодняшнего века с его унификацией и роботизацией, что кажется, что тогда действительно был "золотой век"!

После установления в стране советской власти и решения советского правительства переехать из Петрограда в Москву гостиницу облюбовали представители новой власти, включая самого В. И. Ленина.
А та часть советского правительства, кому не хватило места в "Национале", поселилась в "Метрополе".
Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Новым "постояльцам" очень понравились интерьеры и удобства гостиницы, а также тот факт, что им за это всё совершенно не приходилось платить. Платил за всё, разумеется, тот самый народ, который они "освободили". Так, например, революционерка Александра Коллонтай (первая женщина-министр в истории) вместе с матросом Дыбенко заняли "Гостиную Людовика Пятнадцатого", сегодня это один из "президентских люксов" в отеле, номер 115:

А Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова поселились также в один из самых удобных номеров с видом в сторону Кремля — двухкомнатные апартаменты под номером 107. Номер, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного (это, кстати, к вопросу о том, что Ленин якобы везде ходил без охраны).

Двери номера, где жил Ленин в гостинице "Националь".
Двери номера, где жил Ленин в гостинице "Националь".

Все номера, которые заняли тогда большевистские лидеры, находились на 3-м этаже, где были самые роскошные номера отеля со всеми удобствами.
Сегодня на номере, где жил Ленин, висит памятная табличка:

Памятная табличка на номере, где жил Ленин в гостинице "Националь". 
Внизу кнопка звонка.
Памятная табличка на номере, где жил Ленин в гостинице "Националь". Внизу кнопка звонка.

История не лишена иронии: сегодня именно из этого номера открывается отличный вид на мавзолей Ленина. Правда, в то время, когда там жил Ленин, Красная площадь оттуда не была видна: вид на неё закрывали дома на Моховой. Вид у Ильича мог быть примерно таким, только с более низкой точки (это фото сделано с крыши гостиницы, т.е. с 7 этажа, а он жил на 3-м):

Вид на Кремль из гостиницы "Националь", 1909 год.
Вид на Кремль из гостиницы "Националь", 1909 год.

Зато сегодня вид из его номера открывается прямо на мавзолей:

Вид на Кремль, Исторический музей и Красную площадь из гостиницы "Националь", 2022.
Вид на Кремль, Исторический музей и Красную площадь из гостиницы "Националь", 2022.

Номер Ленина вам могут показать, если попросите у администрации, но только если в нём в данный момент никто не проживает.
Так выглядит сегодня комната, где был рабочий кабинет и спальня Ленина:

Номер, где жил Ленин в гостинице "Националь".
Номер, где жил Ленин в гостинице "Националь".

А так -- спальня Крупской и сестры Ленина Марии Ульяновой:

Номер, где жил Ленин в гостинице "Националь".
Номер, где жил Ленин в гостинице "Националь".

В целом, надо сказать, номер выглядит куда скромнее, чем "гостиная", где жила Коллонтай с матросом!
Говорят, что поселить вас в номер Ленина могут, только если вы до этого уже жили в отеле минимум три ночи, и к вам нет никаких претензий со стороны отеля.

Кроме Ленина и Коллонтай, в "Национальной" успели пожить в те дни 1918 года: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Бонч-Бруевич, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. Но лидеры революцинеров жили тут совсем недолго: вскоре после приезда в Москву для них подготовили уже истинно царские хоромы в Кремле, туда они и переехали.

Мебель и обстановка тут (и в других номерах также) не оригинальная: она антикварная, но не из "Националя", а реквизированная из различных дворцов и усадеб, ввезённая сюда уже в 1930-е годы, когда отель восстанавливали для системы "Интуриста".
Конкретно в номере Ленина сегодня часть предметов привезены аж из царских дворцов Петербурга! Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления, а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца.
Подлинная мебель гостиницы не пережила 1920-е годы, когда гостиница фактически была превращена в общежитие: гостиницу переименовали в "1-й Дом Советов" и заселили в неё партноменклатуру более низкого ранга. Все магазины в ней были закрыты, ресторан превратился в столовую. А значительная часть мебели просто пошла на дрова для отопления, зачастую вместе с оригинальным паркетом..

В гостинице всегда останавливались представители государственной власти, важные иностранные гости и знаменитости. Однако самые известные гости первых лет гостиницы вовсе не представители политической элиты, а представители богемы: композитор Римский-Корсаков, певец Фёдор Шаляпин и балерина Анна Павлова.
Сегодня в коридоре 2 этажа гостиницы вывешены портреты многих из именитых гостей (листайте галерею):

И это далеко не полный список именитых гостей отеля!
Там половина коридора увешана портретами.
А в некоторых случаях ещё и рядом с номерами висят таблички, кто там жил. Вот здесь, к примеру, жил король Испании:

Кстати, вероятно именно из этого углового "люкса" на 6 этаже есть выход на балкон к майоликовым панно "Времена года".

А в этом угловом "люксе" номер 210 на 4 этаже останавливался в 2007 году президент Франции Николя Саркози:

Как я уже говорил, оригинальное оформление каждого номера немного отличалось друг от друга. Это постарались учесть при реновации отеля в 1995 году. Вот так выглядят, к примеру, орнаменты на стенах в разных номерах отеля:

В коридорах гостиницы сегодня развешаны разные картины малоизвестных современных авторов, местами весьма странные и похожие на откровенный китч:

Кое-где стоят якобы антикварные вазы (эта похожа на китайскую):

Ваза в "Национале".
Ваза в "Национале".

Выглядит это всё довольно странно и достаточно безвкусно.
Сильно сомневаюсь, что в оригинальной гостинице всё было оформлено в подобном стиле.
Коридоры этажей с номерами выглядят примерно так:

Коридор в "Национале".
Коридор в "Национале".

Но сами двери исторических номеров и фурнитура оформлены со вкусом: вероятно, старались восстановить близко к оригиналу.
Как и оформление стен номеров.
В исторических номерах отеля двери двойные для шумоизоляции: т.е. войдя в одну дверь, вы попадаете в тамбур, и только затем вы открываете дверь непоредственно в комнату. Это гениально придумано!
Подобная схема и с балконными окнами, которая тоже выручает от постоянного уличного шума здесь.
Фурнитура окон даже если и не оригинальная, то её постарались сохранить близкой к оригиналу. Рамы все деревянные, хотя во внешнем окне стоит стеклопакет:

Окно в "Национале".
Окно в "Национале".

На втором этаже расположен ещё один ресторан (где подают в том числе отельные завтраки), но ничего оригинального в оформлении этого зала нет: всё было утрачено во время, когда этот зал был столовой в 1920-х.

Зал ресторана отеля "Националь".
Зал ресторана отеля "Националь".

В процессе реставрации в 1990-х постарались восстановить оригинальный декор, но насколько это получилось – точно неизвестно. Дореволюционных фото этого зала практически не сохранилось.

Зато виды из этого зала прекрасные!
Можно завтракать или ужинать с видом на Исторический музей, Кремль..
и мавзолей.
При определённом ракурсе оттуда видна и гостиница "Москва" целиком.
Есть городская легенда, что художник Андрей Иогансон нарисовал вид гостиницы "Москва", сидя в одном из залов ресторана "Националя".
А позже он превратил этот рисунок в этикетку водки «Столичная».

Также на втором этаже есть много банкетных залов, которые используются в том числе для разнообразных приёмов, торжеств и съёмок.

Так выглядит один из банкетных залов (угловой):

Угловой банкетный зал на 2 этаже гостиницы "Националь".
Угловой банкетный зал на 2 этаже гостиницы "Националь".

Виды из него в сторону Кремля и Охотного ряда:

Тут тоже стоит некий антиквариат:

До революции здесь был магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых.
В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской.

А это – оформление потолка этого зала:

Потолок углового банкетного зала на 2 этаже гостиницы "Националь".
Потолок углового банкетного зала на 2 этаже гостиницы "Националь".

По стилю видно, что это уже далеко не модерн и не классицизм.
Это уже оформляли в 1970-е годы советские художники.
Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская. Они же оформили и соседний небольшой зал с видом на Тверскую (листайте галерею):

Довольно оригинально, мне лично понравилось!
Зал нарочито оформлен несколько по-детски, потому что там планировали разместить тогда детское кафе-мороженое (но так и не разместили).

Во время реновации отеля в 1995 году были пристроены часть дополнительных номеров, вход в них оформлен не так элегантно, зато сделали стеклянный пол:

Тогда же внутри типичного питерского "двора-колодца" во внутреннем дворике гостиницы пристроили ещё и кафе под куполом внутри этого колодца (листайте галерею):

Теперь через этот ресторан можно пройти на первом этаже напрямую между корпусами отеля, не выходя на улицу.

А ещё в 1995 пристроили мансардный этаж сверху и сделали бассейн с сауной и джакузи фактически прямо на крыше отеля! Так что если вы остановились в этом отеле, то можете поплавать и отдохнуть прямо с видом на башни Кремля и Нового Арбата.
Если же вы пришли с экскурсией, то можете попросить заглянуть туда:

Вот такая историческая гостиница в Москве!

Закруглённый фасад гостиницы "Националь" с кариатидами и майоликовыми панно.
Закруглённый фасад гостиницы "Националь" с кариатидами и майоликовыми панно.

Хотели бы там побывать?

#история #архитектура #тайны #другаямосква #москва #националь #экскурсии #историческийотель #экскурсии по москве #модерн

=================================================

Гостиница Ленинградская: самая маленькая сталинская высотка Москвы. Что она скрывает за строгим фасадом?
Dr. Moskauer23 октября 2022
Мистика московских высоток.
Dr. Moskauer27 января 2022
Жемчужина московского модерна: особняк С. П. Рябушинского авторства Фёдора Шехтеля.
Dr. Moskauer9 декабря 2022
Город Кимры как кладовая русского деревянного модерна.
Dr. Moskauer15 сентября 2022
Два вокзала-близнеца архитектора-мистика Душкина.
Dr. Moskauer12 сентября 2022

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц