Найти в Дзене
Индустриальный турист

Архитектор Зонн: автор знаменитых "узких" домов-небоскрёбов на Лиговском проспекте

Оглавление

Приветствую всех читателей моего канала! Я снова решил вернуться к теме творческого пути архитекторов Петербурга, и сегодня мы с вами поговорим об архитекторе, который не просто работал в разных стилях - он даже выработал два, можно сказать, разных архитектурных почерка: начинал он с эклектичных построек, которые отличались от работ других зодчих декором и характерными щипцами, а продолжил постройками совершенно иного толка: высокими и узкими домами, которые некоторые в шутку зовут небоскрёбами. И эти два совершенно разных стиля уживались в творчестве Бориса Зонна - впрочем, правильнее было бы воспринять их как эволюцию творческого подхода архитектора.

И сегодня мы внимательно проследим с вами за этой эволюции на примере пяти построек Зонна. Однако начнём мы с вами, по традиции, с биографии.

Биография

О жизненном пути Зонна известно не так много. Борис Яковлевич Зонн родился в 1864 году. Среднее образование он получил в Санкт-Петербургском Втором реальном училище. В 1883 году Борис Яковлевич поступил в Институт Гражданских инженеров (сокращённо ИГИ) - один из двух основных ВУЗов Петербурга того времени наряду с Академией Художеств.

Борис Зонн завершил своё обучение в 1888 году, получив диплом и звание гражданского инженера, которое давало ему право на самостоятельную архитектурную и строительную деятельность.

Как и многие другие зодчие того времени, Борис Зонн не сразу приступил к творческой деятельности - начать ему пришлось с Технико-строительного комитета внутренних дел, где он занимался обычной бюрократической деятельностью, связанной со строительством. Позднее он также стал штатным архитектором 2-го Российского Страхового общества от огня, однако для их нужд он не создал ни одной самостоятельной постройки: вероятно, его работа ограничивалась мелкими реконструкциями и перестройками.

Свою самостоятельную архитектурную деятельность Зонн начал лишь в 1893 году - именно тогда он принялся за строительство здания Николаевского общества попечительства о бедных на Большой Спасской улице (ныне - Красного Курсанта) и доходного дома Брокмана на Тамбовской. Обе эти постройки, впрочем как и всё раннее творчество Бориса Яковлевича, не отличаются особой художественной выразительностью и представляют собой образцы типичной петербургской эклектики - скромной и ничем не выделяющейся из окружающей её застройки. Потому и в своей статье я решил не уделять внимание этому периоду творчества Зонна, а лишь упомянуть его вскользь.

По-настоящему интересные постройки Зонн начал проектировать и возводить на рубеже веков: его первая яркая работа (доходный дом на Рижском проспекте, о котором мы поговорим далее) датируется как раз 1900 годом, после чего в творчестве Зонна случился очевидный перелом, и он начал возводить настоящие памятники архитектуры один за другим!

Можно сказать, что особое влияние на творчество Бориса Яковлевича оказал набиравший в те годы популярность стиль модерн: как и многие другие архитекторы, Зонн влился в эту волну "декаданса", начав возводить действительно выдающиеся здания, несомненно украсившие улицы Санкт-Петербурга!

К сожалению, о дальнейшей траектории жизненного пути Зонна мы почти ничего не знаем. Неизвестно - как на Борисе Яковлевиче отразились Первая Мировая и Гражданская войны, непонятно - продолжал ли Зонн хоть какую-то деятельность после революции. Знаем только, что Россию он не покинул, и умер в 1928 году. Последняя же постройка Зонна датируется 1914 годом, так что, вероятно, стезю архитектора Борис Яковлевич оставил ещё до революции, не вернувшись к любимому делу и после неё.

Но, как я всегда люблю говорить, память об архитекторе хранится в его постройках - и это важнее сухих фактов из биографии: творчество прекрасно отражает внутренний мир человека, его предпочтения и его вкусы. Так давайте поговорим о постройках Зонна - я отобрал пять наиболее интересных, дабы представить их вашему вниманию!

Доходный дом на Рижском проспекте

Дата постройки: 1900-1901
Адрес: Рижский проспект, д. 50

Одной из первых крупных построек архитектора Зонна стал доходный дом на Рижском проспекте. В этом здании Борис Яковлевич заложил основы своего архитектурного почерка, среди которых можно назвать трапециевидные аттики, служащие основой вертикальной композиции здания, а также вертикальную ориентированность фасадов, благодаря которой постройки Бориса Яковлевича узнаваемы по сей день.

-3

Помимо этого, для раннего творчества Бориса Зонна характерна ещё одна отличительная черта - облицовка фасада разноцветным кирпичом и плиткой-кабанчиком (плитка, имитирующая кирпичную кладку), формирующим разнообразные узоры. Подобная полихромность фасада характерна именно для ранних построек Бориса Яковлевича, тогда как позднее архитектор ушёл от кирпичного декора в сторону растительных мотивов, характерных для стиля модерн.

-4

Доходный дом на Рижском проспекте - прекрасный пример искусного использования керамической плитки, стилизованной под кирпичную кладку. Эта плитка оформляет простенки, которые членят фасад по вертикали и горизонтали: благодаря разности цветов (на фасад помещена плитка белого, красного и синего цветов) создаётся приятный глазу контраст, выделяющий творение Зонна из окружающей его застройки.

-5

Композиционно здание поделено на несколько частей: две боковые вертикали с балконами, входы на которые оформлены панорамным остеклением, и характерными аттиками. Средняя же часть фасада выделена массивным эркером и чуть более скромным по размеру аттиком.

-6

При этом центральная часть дома примечательна не только в верхней части фасада, но и снизу - на уровне улицы: здесь мы обнаруживаем двух атлантов, держащих на своих плечах тот самый тяжеловесный эркер.

-7

Эти атланты словно взяты из другой постройки: уж очень странно они смотрятся на контрасте с остальным фасадом - скромным, отделанным кирпичом и, по большей мере, лишённым декоративности (не считая интересной игры с кирпичной кладкой). Такая вот петербургская эклектика!

Доходный дом княгини Яшвиль

Дата постройки: 1902-1903
Адрес: улица Восстания, д. 23, Солдатский переулок, д. 1

Следующая работа Зонна имеет очень много общего с постройкой на Рижском проспекте, однако место расположения доходного дома княгини Яшвиль (Знаменская улица - ныне Восстания) явно повлияло на облик здания - Борис Яковлевич построил его куда более ярким и представительным.

-8

В данном случае мы видим щипцы - это то же самое, что и аттики, но не отделённые карнизом от фасада. У дома Яшвиль они играют куда более важную роль: ими оформлена угловая часть здания, обращённая пускай и к небольшому, но всё же перекрёстку. Причём Зонн разместил эти щипцы сбоку от угла, так что они обращены не к самому перекрёстку, а к каждой из улиц, на которую выходит здание. Таким образом Зонн оригинально подчёркивает угловую часть дома: обычно угол здания и его завершение играют роль доминанты, но в случае с домом Яшвиль эту роль берут на себя щипцы, обрамляющие угловую часть здания и как бы обступающие её с двух сторон.

-9

Ну и куда же без узора, выложенного плиткой под кирпич: здесь цветовая гамма богаче, чем у дома на Рижском проспекте, однако сама плитка выполнена более скромно, и цветные вставки с узорами не так сильно бросаются в глаза - в данном случае они именно что создают приятный глазу узор, а не перетягивают внимание на себя.

-10

Также хочется отметить одну интересную деталь: дело в том, что впервые дом княгини Яшвиль привлёк моё внимание в 2019 году: тогда я ещё не знал, кто является его автором и чем это здание интересно - оно просто понравилось мне визуально.

-11

И когда спустя годы я пришёл к нему целенаправленно, передо мною предстала совсем другая постройка: вместо грязных облупленных фасадов с выцветшими элементами декора я увидел прекрасный памятник архитектуры - в том виде, в котором его изначально и строил архитектор Зонн!

-12

Вот насколько важна реставрация исторического наследия. Конечно, доходный дом княгини Яшвиль и ранее был очень интересным с точки зрения архитектуры - в конце концов, зодчество держится не на одном лишь декоре. Однако, после реставрации здание буквально "расцвело"!

-13

Доходный дом Павлова

Дата постройки: 1905, перестройка в 1914
Адрес: Лиговский проспект, 149, набережная Обводного канала, д. 73

Первый "узкий" дом, тему которых я вынес в заголовок данной статьи, архитектор Зонн построил в 1908 году на Лиговском проспекте - с этого момента Борис Яковлевич принялся возводить дома, отличительной чертой которых было определённое соотношение высоты и ширины (многоэтажные дома с тремя-пятью оконными проёмами на этаж).

-14

Место под строительство доходного дома выделил купец Иван Павлов. По всей видимости, денег у него было не так много, чтобы купить большой участок в центре Петербурга, однако их всё же хватило на строительство многоэтажного дома. Именно поэтому композиция здания такая необычная: узкий фасад нивелируется его высотой - именно поэтому дом и сравнивают с небоскрёбами.

-15

Причём в наши дни дом ещё и "оголён" со стороны Обводного канала. Когда я раньше гулял по Обводному каналу, я всегда удивлялся - зачем автор этого здания поставил его торцом к Обводному, с которого на дом открывается шикарная перспектива. Разве логично в данном случае смотрятся брандмауэры?

-16

А оказалось, что всё дело в участке: изначально сбоку от доходного дома Павлова находилась Ямская пожарная часть, фасады которой прикрывали глухие стены своего соседа (пускай и не полностью - здание было трёхэтажным).

Однако в 1971 году здание было снесено как аварийное, и с тех пор на его месте находится очень скромная зелёная зона. А брандмауер дома Павлова выставлен на всеобщее обозрение, чего, разумеется, не задумывал изначально архитектор Зонн.

-17

Что касается внешнего вида фасада, то здесь перед нами предстаёт всё та же эклектика, просто слегка модернизированная: декор дома выполнен в русском стиле, и лишь характерная облицовка и крупные панорамные витрины первого этажа указывают на модерн.

-18

Доходный дом Курицыной

Дата постройки: 1908
Адрес: Лиговский проспект, д. 139

Вторым домом с подобной "небоскрёбообразной" композицией стал доходный дом Курицыной - внешне он очень похож на дом Павлова, однако его декор выполнен, пожалуй, даже более искусно!

-19

Ещё более узкий и при этом более высокий (семь этажей по меркам тех лет - уже действительно почти небоскрёб), доходный дом Курицыной усиливает эффект устремлённости вверх, доводя её до апогея. Подобное здание привычно увидеть в Москве, которую застраивали произвольно и без строгого высотного регламента, в Петербурге же достичь такого визуального эффекта высоты, не нарушив при этом законов, можно было только таким путём - сделать дом узким, но высоким!

-20

При этом дом Курицыной хорош ещё и своими фасадами: элегантное оформление оконных проёмов в духе модерна, оригинальная расстекловка на каждом окне, и необычное дробление оконных проёмов: на втором и пятом этажах окна огромные и панорамные, на третьем, четвёртом и седьмом они разбиты на три узких окошка, а на шестом же мы видим и вовсе четыре окна-бойницы.

Такая оригинальная игра форм непривычна для творчества Зонна - в этой своей постройке он действительно дал волю своему воображению, создав столь интересный и оригинальный фасад!

-21

Доходный дом Горбачёвых

Дата постройки: 1908
Адрес: Лиговский проспект, д. 154

Третье здание на Лиговском проспекте Зонн спроектировал не таким узким, как более ранние постройки, однако общий строй фасадов остался близким к своим соседям. И в этой работе Борис Яковлевич продолжает тему модерна: в верхней части фасада вы можете наблюдать два лепных цветка, по площади превосходящие высоту целого этажа!

-22

Эти прекрасные лепные букеты контрастируют с расположенными по соседству пилястрами дорического ордера - забавно, что Борис Зонн решает смешать на фасаде дома Горбачёвых модерн с неоклассикой, но выражает он это лишь в декоративных элементах.

-23

При этом общая композиция фасада получился этаким сборником предпочтений Зонна: от более раннего творчества Бориса Яковлевича здесь характерные щипцы и симметрия, от более позднего - модерновые украшения. Таким образом, дом Горбачевых служит логическим финалом творческих исканий зодчего, в котором он исполнил все свои излюбленные приёмы.

-24

Но мне, конечно, больше всего импонируют те самые букеты. Надо признать, что они исполнены крайне необычно: они не привязаны к определённому фрагменту фасада, и даже напротив - стебель цветка проходит сквозь балкон, как бы не замечая его и создавая видимость естественности фасада (словно это растение продолжает свой рост на фасаде, пробиваясь сквозь преграды). В этой, казалось бы, мелочи Борис Зонн проявляет себя как талантливый архитектор, хорошо понимающий сущность модерна и его теоретическую идею.

-25

После 1908 года Борис Зонн возвёл ещё несколько зданий, однако все они уступали по своей архитектурной ценности постройкам, перечисленным мною в данной статье. А потому я предлагаю остановиться на этом - а дом Горбачевых прекрасно завершит мой рассказ.

Спасибо за ваше внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации - скоро на моём канале будет запущен цикл статей про одну выдающуюся династию архитекторов. Думаю, будет интересно!

Также напоминаю, что если Вам понравилась моя статья, и Вы хотели бы отблагодарить меня за старания - могу предложить Вам следующую ссылку: по ней вы можете отблагодарить мою работу "рублём". Большое спасибо всем, кто поддерживает моё творчество таким способом!