Найти тему

Фонограф в Енисейске

Мода во все времена была изменчива. Но каждому хочется быть современным и интересным. А насколько этому устойчивому изменению были подвержены енисейцы?

Для начала – небольшое отступление. В декабре 1877 года Томас Эдисон представил широкой публике изобретённый им фонограф. Это был первый прибор для записи и воспроизведения звука. Патент на фонограф был выдан 19 февраля 1878 года.

Енисейцы смогли воспользоваться этим изобретением лишь в 1892 году. «В тот год, – как записал А.И. Кытманов, – Гордовский со своей капеллой демонстрировал впервые в Енисейске фонограф Эдиссона».
Имеются сведения об одном выпускнике Петербургской Придворной певческой капеллы с фамилией Гордовский.

Петр Николаевич Гордовский окончил Киевскую духовную семинарию, где впервые нашел применение своим певческим навыкам и организаторским способностям в хоровом деле. В Придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге он продолжил оттачивать свои данные.

В то время, когда Эдиссон уже вовсю торговал своим изобретением, Петр Николаевич стал регентом митрополичьего хора в Киеве. Именно там он организовал свою мужскую «Малороссийскую капеллу», куда вошли 100 человек. С ней Гордовский объездил практически всю Россию.

В это концертное турне попал и наш Енисейск. Все ли 100 человек выступали тогда на сцене Общественного собрания или только небольшая часть (что более правдоподобно) – доподлинно выяснить не удалось. Но слушала собравшаяся публика не только классические произведения Н. А. Римского-Корсакова, но и светские пьесы и народные песни, которые Гордовский прекрасно исполнял.

Современники отмечали удивительный профессионализм Петра Николаевича. Он разучивал не отдельные номера, а службу целиком, занимался с певчими чтением с листа, развивал их музыкальные способности, пение чередовал с чтением. Среди любимых певческих приемов Гордовского были динамические контрасты (особенно diminuendo – музыкальный термин, обозначающий постепенное уменьшение силы звука).

Был ли Гордовский, которого упоминал Кытманов, тем Гордовским, который носил имя Петр Николаевич? Возможно. К тому же, его стремление к совершенству вполне могло стать объединяющим компонентом. Будем считать, что это один и тот же человек.

Так или иначе, но хочется быть уверенным, что выступление капеллы Гордовского в совокупности с фонографом произвело неизгладимый эффект на енисейцев. И еще долго впечатления о концерте служили темой для застольных посиделок за чашечкой чая, перемешиваясь с «сибирским разговором».

Енисейский музей-заповедник